Магия медведя в мифах и легендах

    Магия медведя в мифах и легендах

    Магия медведя в мифах и легендах

    В мифологических представлениях разных народов (главным образом Европы и Северной Америки) медведь выступает как божество, культурный герой, основатель традиции, предок, родоначальник, тотем, дух-охранитель, дух-целитель, хозяин нижнего мира, священное или жертвенное животное, воплощение души, звериный двойник человека, помощник шамана, его зооморфная ипостась и душа, оборотень. У славян образу медведя была также присуща брачная символика, символика плодовитости и плодородия, представленная, в частности, в свадебном обряде, в любовной магии, в лечении бесплодия. С идеей плодородия связан обычай ряжения медведем в свадебных, святочных и масленичных обрядах.

    Столь огромное значение медведя в мифологической картине определяется прежде всего его подобием человеку: медведь иногда ходит на задних лапах; у него человечьи ступни и пальцы; он умывается, любит своих детей, радуется и горюет, как человек; он понимает человеческую речь и сам иногда «говорит»; он постится весь Рождественский пост (сосет лапу). Охотники говорят, что собака лает на медведя и на человека одинаково, не так, как на других зверей. У славян бытовало поверье, что в медведя некогда был превращен человек, и если снять со зверя шкуру, то он выглядит, как человек. По причине такого происхождения, медведь считался табуированным животным и охота на него, в общем, была запрещена, за исключением особых ритуалов («медвежьи праздники»). Отсюда возникли запреты на употребление в пищу медвежьего мяса, ношение одежды из медвежьих шкур и так далее.

    Славяне также верили, что медведю не велено есть человека, а человеку — медвежатину. Медведь может задрать корову лишь с божьего позволения, а на человека нападает лишь в наказание за совершенный человеком грех. На женщин медведь нападает не затем, чтобы съесть, а чтобы увести к себе и сожительствовать с ними (от такого союза, по народному убеждению рождались богатыри).

    У индейцев медведь — один из персонажей мифов о сотворении мира, а в поверьях русичей он работал в лесу охранником порядка: не позволял уничтожать природные богатства и в то же время не давал лешему сбить хорошего человека с пути и завести в болото.

    В греческой мифологии медведь считался священным животным и стал главным персонажем в мифе о создании Малой и Большой Медведицы. Медведей в Древней Греции приносили в жертву Артемиде, которая обратила нимфу Каллисто в это животное, а потом подняла на небо в качестве созвездия. Артемиде приносили в жертву медведя, а при её храме находился приручённый медведь.  У греков также существовала легенда о Медвежьем Пастухе — человеке, который своей игрой на флейте умиротворял медведей и оберегал их от посягательств охотников.

    Для многих жителей Восточной Европы, а также индейцев Северной Америки, медведь является тотемным животным. В силу того, что  тотемное животное нельзя было называть его прямым именем, поэтому обращались к нему табуистических слов-заменителей: у славян это были «сам», «хозяин», «дедушко», «мельник», «черный зверь», «леший», «косматый», «куцый», «старый», «овсяник», «бортник», «костоправ», «бурмило», «косолапый».

    В Китае, например, считают, что бывшая ранее белой, панда «потемнела» от горьких слез, которые пролила по своей фее-покровительнице.

    В пределах Евразии обычно выделяют два типа медвежьих ритуалов (праздников) — западный (обские угры, кеты, эвенки), связанный с охотой на медведя, и дальневосточный (нивхи, айны и другие народы Приамурья, Сахалина), включающий воспитание медведя в человеческой семье. У ряда сибирских народностей и индейцев Северной Америки известны разные типы подражательной «медвежьей пляски», совершаемой в связи с предстоящей охотой или при удачном ее завершении, во время врачевательного обряда. Иногда такая пляска в медвежьих масках и костюмах, сопровождаемая Медвежьими песнями», является прерогативой членов особых «медвежьих» кланов и приурочивается к главному празднику племени.

    Медвежью шерсть, когти и другие части нередко применяли в народной медицине. Например, шерстью медведя окуривали больных от испуги, от лихорадки и от демонической болезни, нападающей на рожениц, так как по поверью, медведь отпугивает эти болезни. Сквозь медвежью челюсть в некоторых местах протаскивали больного ребенка. В Сибири и некоторых других местах считалось, что съевший сердце медведя исцелится от всех болезней разом. Отвар из медвежатины пили от грудных болезней; медвежьим салом натирались от обморожений, ревматизма и других болезней; мазали салом лоб, чтобы иметь хорошую память. Когти и шерсть медведя использовали как амулет для защиты от сглаза и порчи. Согласно народным поверьям, медведь близко знается с нечистой силой, особенно с лешим, которому он приходится родным братом или подвластен ему как своему хозяину. Черт, по поверьям, боится медведя и убегает от него. Кроме того, медведь может одолеть и изгнать водяного. Медведь, по некоторым поверьям, может снять чары, если его провести через дом, на который была напущена порча.

    © Алексей Корнеев


    Вернуться к статьям раздела