В мифологических представлениях разных народов (главным образом Европы и Северной Америки) медведь выступает как божество, культурный герой, основатель традиции, предок, родоначальник, тотем, дух-охранитель, дух-целитель, хозяин нижнего мира, священное или жертвенное животное, воплощение души, звериный двойник человека, помощник шамана, его зооморфная ипостась и душа, оборотень. У славян образу медведя была также присуща брачная символика, символика плодовитости и плодородия, представленная, в частности, в свадебном обряде, в любовной магии, в лечении бесплодия. С идеей плодородия связан обычай ряжения медведем в свадебных, святочных и масленичных обрядах.
Столь огромное значение медведя в мифологической картине определяется прежде всего его подобием человеку: медведь иногда ходит на задних лапах; у него человечьи ступни и пальцы; он умывается, любит своих детей, радуется и горюет, как человек; он понимает человеческую речь и сам иногда «говорит»; он постится весь Рождественский пост (сосет лапу). Охотники говорят, что собака лает на медведя и на человека одинаково, не так, как на других зверей. У славян бытовало поверье, что в медведя некогда был превращен человек, и если снять со зверя шкуру, то он выглядит, как человек. По причине такого происхождения, медведь считался табуированным животным и охота на него, в общем, была запрещена, за исключением особых ритуалов («медвежьи праздники»). Отсюда возникли запреты на употребление в пищу медвежьего мяса, ношение одежды из медвежьих шкур и так далее.
Славяне также верили, что медведю не велено есть человека, а человеку — медвежатину. Медведь может задрать корову лишь с божьего позволения, а на человека нападает лишь в наказание за совершенный человеком грех. На женщин медведь нападает не затем, чтобы съесть, а чтобы увести к себе и сожительствовать с ними (от такого союза, по народному убеждению рождались богатыри).
У индейцев медведь — один из персонажей мифов о сотворении мира, а в поверьях русичей он работал в лесу охранником порядка: не позволял уничтожать природные богатства и в то же время не давал лешему сбить хорошего человека с пути и завести в болото.
В греческой мифологии медведь считался священным животным и стал главным персонажем в мифе о создании Малой и Большой Медведицы. Медведей в Древней Греции приносили в жертву Артемиде, которая обратила нимфу Каллисто в это животное, а потом подняла на небо в качестве созвездия. Артемиде приносили в жертву медведя, а при её храме находился приручённый медведь. У греков также существовала легенда о Медвежьем Пастухе — человеке, который своей игрой на флейте умиротворял медведей и оберегал их от посягательств охотников.
Для многих жителей Восточной Европы, а также индейцев Северной Америки, медведь является тотемным животным. В силу того, что тотемное животное нельзя было называть его прямым именем, поэтому обращались к нему табуистических слов-заменителей: у славян это были «сам», «хозяин», «дедушко», «мельник», «черный зверь», «леший», «косматый», «куцый», «старый», «овсяник», «бортник», «костоправ», «бурмило», «косолапый».
В Китае, например, считают, что бывшая ранее белой, панда «потемнела» от горьких слез, которые пролила по своей фее-покровительнице.
В пределах Евразии обычно выделяют два типа медвежьих ритуалов (праздников) — западный (обские угры, кеты, эвенки), связанный с охотой на медведя, и дальневосточный (нивхи, айны и другие народы Приамурья, Сахалина), включающий воспитание медведя в человеческой семье. У ряда сибирских народностей и индейцев Северной Америки известны разные типы подражательной «медвежьей пляски», совершаемой в связи с предстоящей охотой или при удачном ее завершении, во время врачевательного обряда. Иногда такая пляска в медвежьих масках и костюмах, сопровождаемая Медвежьими песнями», является прерогативой членов особых «медвежьих» кланов и приурочивается к главному празднику племени.
Медвежью шерсть, когти и другие части нередко применяли в народной медицине. Например, шерстью медведя окуривали больных от испуги, от лихорадки и от демонической болезни, нападающей на рожениц, так как по поверью, медведь отпугивает эти болезни. Сквозь медвежью челюсть в некоторых местах протаскивали больного ребенка. В Сибири и некоторых других местах считалось, что съевший сердце медведя исцелится от всех болезней разом. Отвар из медвежатины пили от грудных болезней; медвежьим салом натирались от обморожений, ревматизма и других болезней; мазали салом лоб, чтобы иметь хорошую память. Когти и шерсть медведя использовали как амулет для защиты от сглаза и порчи. Согласно народным поверьям, медведь близко знается с нечистой силой, особенно с лешим, которому он приходится родным братом или подвластен ему как своему хозяину. Черт, по поверьям, боится медведя и убегает от него. Кроме того, медведь может одолеть и изгнать водяного. Медведь, по некоторым поверьям, может снять чары, если его провести через дом, на который была напущена порча.
© Алексей Корнеев
Copyright © 2016 - Инфиникс - infinix.com.ua Вся эзотерика. мистика, эзотерика, магия, духовность
Духовное учение, мудрость, эзотерическое знание, йога, метафизика, духовный путь, философия, духовное творчество, просветление, поиск истины, медитация, современный гуру, познание себя, постижением мира.
Запрещено копирование материалов с сайта. Возможность копирования сатериалов с сайта закрыта. Для открытия ссылки в новой вкладке зажмите Ctrl на клавиатуре.