Магия льва в мифах и легендах

    Магия льва в мифах и легендах

    Магия льва в мифах и легендах

    Лев в мифологиях и фольклоре многих народов Африки, Западной, Южной и Восточной Азии связан с символикой высшей божественной силы, мощи, власти и величия, а также солнца и огня. С образом Льва связывают также ум, благородство, великодушие,  доблесть,  справедливость, гордость, триумф, надменность, бдительность, храбрость. Образ львицы связан с материнством, она является атрибутом многих богинь-матерей, и в то же время воплощением сладострастия.

    В египетской мифологии известно божество, представляемое как пара львов, один из которых, в ассоциировался с Тефнут, до своего возвращения в Египет жившей в образе кровожадного льва в нубийской пустыне, а другой — с Шу. Вместе с тем в позднейших египетских текстах со львом отождествлялся и Осирис. Некоторые египетские богини, например, Тефнут в состоянии гнева превращались во льва. Свирепая богиня Сехмет также изображалась в виде женщины с головой львицы. С образом льва были в Древнем Египте также связаны Ра и Гор. В античной мифологии лев или львица ассоциируются со многими женскими божествами — Артемидой Эфесской, Кибелой, Гекатой, Аталантой, Реей и другими.

    В буддизме со львом связаны Авалокитешвара, Майтрея (отдельно почитался его трон — «львиное сиденье»), Манджушри, Вайрочана. Многократно воплощался в образе льва Будда. 

    В Ветхом завете с львом сравниваются Иуда, Дан, Саул, Ионафан, Даниил и другие. В раннехристианских преданиях лев поочередно символизировал святого Марка, святого Иеронима и даже самого Христа — как «льва от колена Иудина».

    В Африке образ льва часто воспринимается как воплощение умершего предка, сверхъестественного духа-покровителя, тотема. Согласно представлениям бушменов лев может превращаться в человека. Основатель одного из кланов у динка был братом-близнецом льва, а кроме того лев также же считался у них и тотемным предком. У группы племен луо распростанен миф о первом  вожде Атико, которому жена принесла двойню львят; хищники охотились на зверей, и Атико мог снабжать мясом даже людей окрестных селений. В суданской легенде львица воспитывает царя вместе со львенком. Подобные легенды объясняют происхождение «львиных» династий у мали и других африканских народов.

    В изобразительном искусстве и архитектуре Древнего Востока лев выступает как страж:  львиные татуи охраняли двери древнеегипетских усыпальниц и дворцов, ассирийских и вавилонских храмов, троны индийских раджей.

    В странах Юго-Восточной Азии (Китае, Японии, Корее) с древних времен  лев считается мифическим защитником Закона, страж сакральных сооружений. Он является символом могущества и успеха, царской власти и силы. Такие львы устанавливались в качестве «стражей» перед воротами императорских усыпальниц, правительственных резиденций, административных зданий и культовых сооружений императорского Китая (приблизительно со времен династии Хань) и Японии. В настоящее время — атрибут буддийских храмов в Восточной Азии (Китай, Корея, Япония) и Центральной Азии (Монголия) и синтоистских святилищ.                                              

     Под влиянием египетской мифологии, в восточном Средиземноморья получил распространение образ Сфинкса — существа с головой и верхней частью туловища женщины и телом Льва. Известны и другие мифические существа, частично являющиеся львами: грифон — наполовину орел, наполовину лев;  химера — в греческой мифологии чудовище с головой и шеей льва, туловищем козы, хвостом дракона; мантикора — чудовище размером с лошадь с головой человека, телом льва и хвостом скорпиона.

    Лев выступает и как воплощение злого и жестокого духа, демонических сил хаоса (таковы, например, шумерские и вавилонские львинообразные демоны Угаллу и Уридимму).  Мотив борьбы со Львом Гильгамеша отражен и на месопотамских печатях, а позднее нашел отражение в биографии Геракла, победившего немейского льва).                                   

    Лев фигурирует как царь зверей не только фольклорных мифопоэтических источниках, так и в буддийских «Джатаках», европейских баснях, анекдотах, фаблио, сказках). Он — не только превосходящий всех силой и смелостью владыка, но и мудрый, великодушный, справедливый покровитель всех животных и даже людей. В средневековом «Романе о Лисе» льва называют «Царем Нобелем» (то есть благородным).

    В народной медицине, магии колдовства лев является символом здоровья, духа жизни. Значительное распространение получили талисманы, связанные с львом (геммы, медали и тому подобное).

    © Алексей Корнеев


    Вернуться к статьям раздела