Магия лося в мифах и легендах

    Магия лося в мифах и легендах

    Магия лося в мифах и легендах

    Лось вошел в  религиозно-мифологическую систему северных народов Старого и Нового света еще в эпоху неолита, о чем свидетельствуют многочисленные наскальные изображения этого животного. В традиционно шаманских культурах этих народов лосю отводится заметная, если не основная  роль в космологии. Так, у апачей лось выступает в роли культурного героя, а согласно легенде индейцев ото лось дает людям огонь и посылает их в построенное для них селение. У индейцев омаха лосю принадлежит демиургическая функция: он приказывает ветрам прогнать воды, покрывавшие в начале землю, воды отступают, а выступивший из-под них холм становится началом земли.

    У эвенков зафиксирован архаичный миф о космическом лосе  — Хэглэне, похищающем солнце и уносящем его в небесную тайгу, и богатыре Маине, который устанавливает и  охраняет смену дня и ночи. Маин бросается в погоню за Лосем на крылатых лыжах, к полуночи настигает его и возвращает людям очередной день. У кетов и самодийских существует миф, который объясняет возникновение Большой Медведицы, а также Млечного пути в результате погони охотников за лосем. Кстати, в русской народной традиции созвездие Большой Медведицы  также  иногда  называется «Лось».

    В шаманских культурах, особенно в Северной Америке в мифах лось часто выступает как тотемное животное, а также как дух-помощник шамана, его ездовое животное. Согласно эвенкийской  традиции,  дух-предок уводит человеческую душу будущего шамана в нижнее царство, населенное духами в облике и являющееся шаманской родовой территорией. Там душу приводят к священному дереву, где ее встречает мать-зверь шамана в образе лосихи. Она проглатывает человеческую душу шамана и рождает главную шаманскую душу (харги).                              

    Вместе с медведем в мифологии Лось образует у эвенков пару основных зооморфных образов  космологической схемы: погоня медведя (манги), находящегося в верхнем мире, за Лося (хэглэн) порождает чередование дня и ночи; лосиха (харги), находясь в нижнем мире у корней мирового дерева, рождает для земли (средний мир) зверей и людей, души которых после смерти уводятся духом предков и хозяином нижнего мира — медведем (манги) обратно в нижний мир.

    В целом же, у северных народов в мифах лось был неотъемлемой частью шаманского культа включавшего ритуал охоты на лося, его убийство, разделка туши с соблюдением определенного порядка и правил, пиршество всей общиной, «кормление» духа лося, обмазывание губ свежей кровью, церемония захоронения глаз и костей лося, ритуал «поднимание костей» на особый помост, обычай передачи убитого лося в дар чужому роду и так далее.

    © Алексей Корнеев


    Вернуться к статьям раздела