Магия кота в мифах и легендах

    Магия кота в мифах и легендах

    Магия кота в мифах и легендах

    Кот, кошка — одно из самых распространенных и в то же время самых мистичных животных, чья традиции поклонения уходит еще в глубь веков. Кошки издревле почитались и внушали страх. Независимость и ночные прогулки кошек заслужили заметное место в фольклоре и магии поэтому с ними связано такое огромное количество мифов, легенд, поверий, ритуалов и колдовских обрядов.

    Древнейшее изображение кошки в Египте относится к 2-му тысячелетию. до н. э., а ее захоронение — к концу 15 — началу 14 вв. до н. э. Одно из самых известных таких захоронений, так называемое «кладбище кошек» обнаружено археологами в Бубастисе и Бени-Хасане — центре их культа, там находился знаменитый храм богини Баст, где кошки, как жрицы богини Баст, жили в ее храмах и служили ей.

     Богиня Бубастиса Баст, связанная с радостью и весельем, обычно изображалась в виде женщины с кошачьей головой.

    В египетской «Книге мертвых» кот, сражающийся при дереве ишед (сикимора) в Гелиополе со змеем Ими-Ухенеф, выступает как одна из ипостасей бога солнца Ра.

    Также упоминание о коте мы находим на гробницах царей XIX и XX династий, где восхваляется бог Ра: «Ты — великий кот,  мститель богов». 

    Интересно, что сам бог Ра мог принимать кошачий облик, поэтому его еще называли и Великим Котом.

    Для  египетских жрецов кошка была символом магнетических сил Природы, и они окружали себя этими животными ради астрального огня, исходящего от их тел.

    Об отношении египтян к кошка писал еще древний историк Геродот: «Египтяне носят траур по погибшим кошкам. Если кошка умирает естественной смертью в доме, домочадцы сбривают себе брови. Они бальзамируют умерших кошек и уносят их в Бубаст для помещения тела в священный дом».

    Вообще, у египтян существовал закон, который за убийство кошки мог приговорить человека даже к смертной казни, настолько эти животными почитались и считались священными. (Сравни русское поверье: «Кота убить — семь лет ни в чем удачи не видать»).

    О почитании кошек египтянами говорит и такой факт: чтобы получить милость богини Баст, те, кто приходил в ее храм, сбривали с головы волосы, присоединяли к ним волосы своих детей и клали их на специальные весы. В зависимости от того, сколько весило подношение, им давали какое-то количество серебра, которое нужно было отнести смотрителю священных кошек.

    У греков и римлян кошка была священным животным богини Дианы. Считается, что в Европу кошки попали с римскими с легионерами.

    В некоторых случаях кошка также была символом вечности, потому что во сне она лежит, свернувшись так, что голова и хвост ее соприкасаются. Это напоминает известный эзотерический символ змеи Ураборос  (змеи, кусающей себя за хвост).

    В некоторых традициях кот выступает как воплощение (или помощник, член свиты) нечистой силы или черта. Так, например, у индейцев кечуа существует поверье об особом кошачьем дьяволе, злом духе, у которого колдуны заимствуют свою силу.

    В японской традиции кот рассматривался как злонамеренное существо, обладающее сверхъестественной силой, а некоторых случаях и чертами вампиризма. Но, не смотря на это, в Японии кошки - известные покровители торговли. В каждой лавочке обязательно найдется фарфоровая статуэтка кошечки, так считается, что ее изображение приносит удачу и процветание.

    Кстати, интересно, что при дворах японских императоров кошки «служили» наравне с другими придворными особами.

    А в Китае, напротив, верили в способность кошки рассеивать злых духов. 

    В Индии  мы находим упоминание о кошках в священном тексте «Махабхараты», где о непомерной хитрости кошки рассказывается следующая притча:

    Некогда на берегу священной реки Ганг жила-была одна набожная кошка. Она вела аскетических образ жизни, подобно индийским йогам и поэтому славилась во всей округе своей добродетелью, все животные, в том числе даже мыши и птицы, относились к ней с глубоким почтением. Но даже такая набожная и святая кошка, на самом деле все равно оставалось кошкой, которая пользовалась своей «святостью» только ради того, чтобы всегда оставаться сытой. Благодаря своей хитрости она делал это так: время от времени она говорила, что настал срок поделиться ей своей мудростью с учениками. А претендентов среди мышей получить «божественную» мудрость от такой благочестивой  кошки находилось всегда превеликое множество. Но хитрая кошка брала в ученики не каждого, а только тех мышей, которые приходили к ней из дальних земель. На рассвете кошка уводила своих «учеников» за собой в самую глубь леса, где их никто ее не видел, и там съедала доверчивых и глупых мышей. Так продолжалось до тех пор пока мыши не заподозрили неладное. Но никто не мог усомниться в «святой» кошке. И тогда мыши решили отправить к кошке старую мудрую мышь. Но кошка оказалась хитрее, она стала рассказывать о том, как в лес приходят боги и демоны, какую битву они затевают вокруг каждого ученика и, если побеждает демон — ученик отправляется в ад, а если побеждают боги - забирают ученика с собой на небеса. Мудрая мышь все поняла и отправилась восвояси, а кошка так и продолжала поедать своих доверчивых «учеников», которые не могли в ней усомниться.

    Особое значение кошке придавали и индийские буддисты, но совсем по другим причинам. Как утверждают легенды, кошка была единственным животным, отсутствовавшим в тот момент, когда умирал великий Будда, поскольку она была занята в это время ловлей мышей. Поэтому с тех пор кошка для некоторых буддийских школ стала символом низших астральных сил, низших человеческих качеств, которые не должны присутствовать в буддисте, желающем получить просветление и освобождение.

    Существует и другая легенда о кошке и Будде. Когда умирал Будда у его смертного одра собрались все звери и стали его оплакивать. Вдруг появилась крыса и начала слизывать масло из лампы. Не долго думая, кошка схватила крысу и съела ее. И тогда звери стали думать, какое же деяние совершила кошка: с одной стороны, она спасла священное масло для воскурения благовонных дымов во славу Просветленного Будды, значит, деяние было добрым, но с другой стороны Будда повелел всем живым существам любить друг друга, а раз так — кошка совершила плохой поступок. Так животные и не смогли решить хорошо поступила кошка или нет. Вот с тех пор это животное и считается способным приносить как добро, так и зло. И в наши времена к кошке сохранилось такое же амбивалентное отношение — с одной стороны это милое, пушистое домашнее животное, а с другой — своенравное, гуляющее само по себе и владеющее магической силой животное, которое может выступать как на стороне богов, так и демонов.

    Активность кошек в ночную пору и большие светящиеся глаза непосредственно связывают ее с Луной и непосредственно с лунными божествами — Фрейе (в скандинавской мифологии богиня плодородия, любви и красоты. Считается, что она объезжает свои владения на повозке, запряженной кошками), Изидой (в египетской мифологии богиня плодородия, воды и ветра, символ женственности, семейной верности, богиня мореплавания и мистического знания), Сехмет (в египетской мифологии богиня войны и палящего солнца), Астартой (в западно-семитской мифологии олицетворение планеты Венера, богиня любви и плодородия, богиня-воительница) и Дианой (в кельтской мифологии богиня плодородия и растительности) и, естественной с магией, колдунами и ведьмами.

    Особое место среди кошек, конечно же, занимает черная кошка.

    Так, например, в Британии черная кошка считается вызывающей положительные вибрации, в то время как в Америке с ней обращаются с осторожностью, считается, что она воздействует на человека отрицательно.

    На территории славян археологи установили, что на севере России, в поселениях мерян под Ярославлем, в Новгороде, Старой Ладоге домашние кошки обитали еще начиная с VII - VIII веков. Интересно, что при раскопках жертвенных курганов X века в Ярославском Поволжье были обнаружены останки кошек, которые встречались только в женских захоронениях.

    У славян коты очень «человечны», у них даже есть свои имена, например, Кот Котофеич, Котофей Иванович и Кот Котович. О «человечности» кота говорит и тот факт, что по некоторым сказкам он становится даже названым братом Ивана Царевича.

    Для кошек, как и для волков, тоже свойственен мотив оборотничества. Например, в цикле сказок об Иване-Кошкином сыне герой превращается в кота. Вообще для многих традиций характерен мотив превращение демона или колдуна в кошку или кота, причем, как правило, черной масти. Это нашло отражение, к примеру, в одной из повестей  Гоголя «Ночь на кануне Ивана Купала», где ведьма превращается в кошку, которой отрубили лапу. А наутро ведьма, естественно, оказалась без руки.

    Многие культуры соотносили кошку с обрядом свадьбы. Так, например, в древности в Англии рождение в доме черной кошки означало, что для хозяйской дочери найдется богатый жених, а во Франции, наоборот, черная кошка означала, девушка останется в старых девах.

    В Германии верили, что, если во время венчания в церкви перед алтарем появится кошка, брак будет несчастливым, а в некоторых английский провинциях, напротив, было принято при венчании брать с собой к алтарю празднично украшенную кошку.

    У славян с кошками связаны другие приметы. Например, считается, что «кошку нельзя убивать, так как она первая на том свете встретит хозяина» или «если черная кошка перебежит дорогу — жди беды».

    После того, как в Европу пришло христианство, церковь начала жестокую борьбу со всеми видами инакомыслия, а особенно с языческими верованиями.

    Все древние природные божества были объявлены дьявольскими, а  животных, которые издавна служили прежним богам, стали преследовать, в особенности досталось черной кошке, которая христианами считалась животным Сатаны.

    А уж когда в средние века началась печально знаменитая «охота на ведьм», по всей Европе запылали костры, на которых вместе горели не только люди, но и животные, среди которых чаще всего попадались кошки.

    Это связанно с тем, что кошкам, как и ведьмам, приписывались сверхъестественные силы. Они могли превращаться в людей, летать по воздуху, наводить порчу и творить чары.

    Но время шло и «охота на ведьм» прекратилась. Люди вновь обратились к физическими и мистическим способности этого таинственного животного.

    В поверьях разных стран появился образ доброго духа, хранителя зерна — хлебный кот или, как его еще называли, ржаная кошка.

    Прошло немного времени, и даже в христианских легендах стали появляться мотивы кошки, как священного животного. У кошек даже появилась своя покровительница — святая Гертруда, заботящаяся о благополучии этих животных.

    © Алексей Корнеев


    Вернуться к статьям раздела