Магия коровы в мифах и легендах

    Магия коровы в мифах и легендах

    Магия коровы в мифах и легендах

    Корова, пожалуй, одно из самых распространенных священных животных, а, следовательно, и животных, наделенных особыми магическими свойствами. Поэтому во всем мире так много встречаемся мифов о корове.

    Корова во многих древних архаических религиях выступает как символ плодородия, изобилия, благоденствия. Так в «Ригведе» (священный древнеиндийский сакральный текст), гомеровском эпосе и латинском языке слово «вымя» кровы означает также — изобилии и плодородие.

    Весьма почитали корову в Скандинавии, тем более что по легендам верховный скандинавский бог Один был сыном коровы.

    Другой пример почитания (а в некотором смысле и использование в магических целях) коровы — один из шведских королей брал с собой на войну корову, что бы устрашать ее мычанием врагов.

    Также, согласно  скандинавским мифам первое антропоморфное (человекоподобное) существо — великан Имир, был выкормлен молоком коровы Аудумлы, которая произошла из инея, наполнявшего мировую бездну. Сама крова питалась тем, что лизала соленные камни, покрытые инеем.

    Интересно, что многие мифические традиции представляют корову, поднимающуюся из Первичных Вод. Так, например, индийской мифологии корова Камадхену исполняющая любые желания появилась из океана при его пахтанье.

    А одна из версий египетского мифа о боге Ра (бог солнца. Одни из самых древнейших богов) гласит, что солнечный бог Ра поднимался из океана на небесной корове. Когда же на ней он поднялся высоко в небо у коровы закружилась голова и Ра создал восемь божеств — хех, которые поддерживали ее ноги, а бога Шу поместил под корову, чтобы тот поддерживал ее брюхо и стерег самих хех.

    Небесная корова ежедневно дает жизнь теленку, который вырастает в быка, чтобы зачать нового телёнка. Небесной коровой, родившей солнце, считалась также Хатор (в египетской мифологии одна из главных богинь, Владычица небес, земли и загробного мира, которой поклонялись во всем Египте и даже за его пределами, например, в Сирии), нередко выступающая в функции богини плодородия. (Кстати в Египте о фараонах в «Текстах пирамид» об умершем фараоне говорится, что великая Корова беременеет им, рождает его и поддерживает своими крыльями).

    Также в Нижнем Египте в древние времена в городе Саисе, где расположено озеро,  раз в году ночью совершалась мистерия, посвященная богу Озирису (в египетской мифологии бог производительных сил природы, царь загробного мира.). Из храмовых покоев в этот день выносили позолоченную статую коровы с золотым солнцем между рогами. Корова воплощала богиню Изиду, которую часто изображали с коровьими рогами на голове и даже как женщину с головой коровы. Вынос статуи коровы символизировал поиски богиней тела мертвого Озириса. Этот обряд связан с древним мифом о смерти этого бога, который гласит, что однажды злой бог пустыни, младший брат Озириса — Сет, желавший править вместо него, придумал способ погубить своего старшего брата. После победоносного возвращения из похода в Азию Озирис устроил пир. Сет, явившийся на пир со своими 72 соумышленниками, велел внести роскошно украшенный ящик и заявил, что он будет подарен тому, кому придется в пору. Когда очередь дошла до Осириса и он лег на дно ящика (заранее сделанного специально по  его мерке), заговорщики захлопнули крышку, залили ее свинцом и бросили  ящик в воды Нила. Так Сет захватил трон Египта. Но Изида, сестра и жена Озириса, в сопровождении Нефтиды, сестры и жены Сета, отправилась на поиски мертвого царя и, в конце концов, нашла сундук с его телом, который выбросило волной на берег около города Библа. Изида привезла тело своего мужа в священный город Буто, но коварный Сет нашел его и разрубил на 14 частей. Части расчлененного Озириса были  разбросаны по всему Египту. Но Изида собрала их все и соединила при помощи Анубиса (в египетской мифологии покровитель умерших), который забальзамировал тело царя. В этой мумифицированной форме Осирис ожил, но продолжал свое существование вдали от смертных, став правителем загробного мира.

    Аналогичную церемонию египтяне совершали и во время зимнего солнцестояния, во время которой, корову семь раз обводили вокруг священного храма.

    Отголоском связи коровы с Первичными водами мы находим и у южных славян и на Русском Севере, где известны легенды о коровах, обитающих в озерах. Считается, что иногда они выходят на прибрежные луга, и тогда человек может отбить одну корову от стада, обежав вокруг нее. Поверья гласят, что такая корова дает очень много молока и всегда крепка и здорова.

    По-видимому, такие поверья были тесно связаны с представлением о дождевых облаках, как о дойных кровах. Недаром в народной культуре корова традиционно связывалась водой, дождем, облаками (иногда считали, что внутри дождевого облака находится корова), а по ее поведению деревенские колдуны предсказывали погоду.

    В древней магии корова всегда связывалась с луной. Немаловажным фактором здесь служило и то, что рога коровы напоминают молодой месяц. Интересно, что в некоторых местах верили, что ведьмы могут снять месяц с неба и выдоить из него молоко, а когда месяц «выдоен» дождя не будет. Кстати, интересно, что в некоторых традициях сама ведьма нередко превращается в корову. А также, например, у славян очень распространенно поверье, что ведьмы крадут у коров молоко. Поэтому, если какая-либо корова переставала давать молоко, то в этом, в первую очередь, обвиняли местную ведьму. Иногда в результате подобных обвинений дело доходило и до кровопролития.

    Конечно же, очень часто коровье молоко выступает как священный напиток. Так, например, с культом коровы в Южной Индии и скотоводческих племен Африки связана мифологическая и ритуальная роль молока как сакрально чистого напитка. 

    В ближневосточных и греческих мифологиях известны рассказы о боге, влюбившемся в корову. Например, в хеттско-хурритском мифе бог солнца, влюбившийся в корову, превращается в юношу и обращается к ней с притворными упреками, грозя наказанием за потраву луга на котором она кормилась. После встречи с богом корова беременеет и рождает сына — человека. Корова взывает к небу и просит у бога солнца милости. Она жалуется на то, что, будучи четвероногой, родила двуногого сына. Корова хочет съесть своего сына, но бог солнца спускается с неба и велит своему советнику отнести ребенка в горы, где его должны сторожить змей и птицы.

    Естественно, как и любое священное животное, корова нередко выступала как жертва, приносимая богам.

    У восточных и западных славян в свадебном обрядовом комплексе и сопутствующем фольклоре корова ассоциировалась с женщиной, невестой, поэтому считалась обязательной частью приданого невесты.

    Очень важную роль корова играла и в погребальном обряде. Так, например, у восточных славян существовал обычай дарить корову священнику или бедняку сразу после похорон, так как верили, что крупный рогатый скот оплакивает смерть хозяина.

    По этой же причине в некоторых местах домашние животные сопровождали гроб с телом хозяина до самой церкви.

    Но существовали и традиции, где, наоборот, запрещалось употреблять говядину.

    Например в Индии корова до сих пор пользуется большим почитанием. Убийство коровы считается величайшим религиозным преступлением. Убивший корову строго осуждается общественным мнением, а в некоторых местах Индии за это даже карают смертью.

    В Индии коровы пользуются полной свободой, нередка на улицах выстраиваются целые колоны автомашин из-за того, что корова разлеглась посреди шоссе и никто не смеет ее оттуда увести. В честь коров в Индии ежегодно устраиваются торжественные праздники.

    Естественно, такое почитание коровы повлекло за собой то, что мясо коровы не употребляется вообще. В особенности это касается многих йогических и духовных школ.

    Также у некоторых славянских племен в старину коров не забивали на мясо, не резали, а продавали даже в случае болезни или старости.  При этом продажа (и фактическая, и условная) заболевшей коровы воспринималась как средство, способствующее ее выздоровлению.

    У западных и южных славян в случае срочного (например, из-за болезни) забоя коровы хозяева сами не употребляли ее мясо, а продавали соседям или всем жителям села.

    В некоторых народных поверьях корова могла выступать и как демоническое существо. Так, например, холера нередко представлялась в образе женщины с коровьими ногами или черной коровы, а также женщины, сидящей на черной корове.

    Также и гуцулы верили, что в хозяйстве может быть демоническая корова «полубэрок» — корова с коротким ребром. Считалось, что если она сдохнет, то в этом хозяйстве обязательно в течение года сдохнут подряд еще девять коров.

    © Алексей Корнеев


    Вернуться к статьям раздела