Магия Древней Индии

    Магия Древней Индии

    Магия Древней Индии

    Отличие индийской мистической традиции в том, что сложно провести четкую грань между собственно магией и религиозными обрядами. Все настолько перемешано, что можно сказать – религия Индии магична, а магия – религиозна. А если к этому добавить местный колорит и ориентацию на йогические методы постижения тайн бытия, то в результате мы получим уникальную систему магии, в которой практические методы идеально вписываются в мифологическое восприятие мироздания.

     

    Книжные источники магии

    По праву первым священным и магическим текстом,  почитаемым различными мистическим направлениями древней Индии, является Атхарваведа. И хоть это произведение и принадлежит к четырем Ведам (Ригведа, Яджурведа и Самаведа), она все же очень сильно отличается от них своей вполне конкретной магической направленностью, недаром ее также называют ведой заклинаний.

    Артхарваведа снискала себе популярность не только среди чародеев и профессиональных жрецов, но и среди простых людей и народных колдунов.

    Сама же Артхарваведа содержит в себе несколько разделов прикладной заклинательной магии: абхичарикани — заклинания для наведения порчи, айушйани — заклинания для обретения долголетия, бхаишаджйани — заклинания для исцеления, пауштикани — заклинания для обретения благосостояния, пратихаранани — заклинания для защиты от колдовства и некоторые другие.

     

    Упоминания о первых магах древней Индии

    Сведения о первых магах мы встречаем также в тексте Артхарваведы, где упоминаются группы бродячих мистиков — предшественников аскетов, колдунов и профессиональных жрецов более позднего времени. Они не были похожи на ведических жрецов, поскольку своим образом жизни значительно отличались от тех, кто придерживался традиционной религиозной деятельности. Говоря проще, они уделяли время больше обретению магических навыков, чем духовных качеств. Хотя одно другого не исключало.

    Другим источником сведений о первых индийских магах можно считать «Апастамба-сутру», где уже конкретно о чародеях говорится: «…они осуществляют свои желания, просто задумав их. Например, (желание) вызвать дождь, наделить детьми, добиться ясновидения, двигаться с быстротой мысли и другие (желания) подобного рода».

    Немало сведений первых магах Индии мы получаем также из таких текстов, как «Самавидхана» и в «Ригвидхана», где наряду с йогическими техниками обсуждается и большое количество магических практик, с помощью которых человек может заставить божество ниспослать дождь, сжечь врага силой мысли и прочее.

     

    Йоги-чародеи

    Одним из самых распространенных образов мага в древней Индии был йог или аскет, получивший благодаря своим многолетним усердным стараниям различные сверхспособности. Причем, среди них появлялись даже такие мастера, которые причиняли беспокойство даже богам Брахме или Вишну — они были настолько сильными, что могли тягаться с небожителями в магическом искусстве.

     

    Тантра и маги

    Наиболее полно и ярко магия проявилась в учении тантры, где сложно провести четкую границу между духовностью, религией и оккультизмом. Они настолько переплетены между собой, что нередко само понятие «тантра» становилось синонимом магии.

    Мало того, именно благодаря успехам тантрических мастеров, в Индии йог стал восприниматься как человек, владеющий магической силой.

    Действительно, в тантре уделялось пристальное внимание достижению определенных оккультных целей с помощью магии.

     

    Магические и йогические сверхспособности

    Одним из показателей уровня духовного развития, йогических достижений и магической силы были, так называемые, сиддхи, то есть сверхспособности. Ими в одинаковой степени владели продвинутые маги и йоги, поэтому и разницы между ними особой не было, разве что в том, какие конечные цели они преследовали: маг стремился максимально обустроить свой быт, а йог — достичь духовного освобождения. Хотя нужно сказать, что порой одно не исключало другое.

     

    Сиддхи магов и йогов

    Одно из первых упоминаний и классификаций сиддх мы встречаем уже в таком авторитетном тексте по йоге как «Йога-сутры» Патанджали. В них он пишет о том, что если человек будет практиковать определенные медитативные техники продвинутого уровня, то в результате он овладеет «волшебными силами».

    Классическими сиддхами для йогов и магов являлись:

     

    1.       анима — умение становиться маленьким как атом;

    2.       махима — способность становиться бесконечно большим;

    3.       лагхима — левитация;

    4.       прапти — способность к вездесущности;

    5.       пракамья — осуществление всех желаний;

    6.       вашитва — управление природными силами;

    7.       ишититва — превосходство над природой;

    8.       кама-авасайитва — полная удовлетворенность.

     

    Отношение магов и йогов к сиддхам

    Не взирая на то, что маги и йоги в одинаковой степени владели различными сверхспособностями, из-за чего в народом сознании и слились в один образ чародея-аскета, на самом же деле отношение к сиддхам (оккультным силам) у них было диаметрально противоположным. Маги стремились обрести их, чтобы активно использовать, а йоги, напротив, воспринимали сиддхи всего лишь как показатель своего продвижения по духовному пути. Поэтому они добровольно отказывались от них, чтобы не отвлекаться на «чудеса», а развиваться дальше. Мало того, их даже считали опасными, так как они искушают постоянно прибегать к их помощи. Например, Будда не поощрял в своих учениках стремления к обладанию сиддхами, так как считал единственной настоящей задачей для буддиста — освобождение, а обладание «волшебными силами» отвлекало от него.

     

    Способы получения магических способностей

    Чтобы получить магические способности и йоги, и маги, в общем-то, применяли одни и те же методы. В первую очередь это наука правильно сосредотачиваться, умение полностью концентрироваться на выбранном объекте. Без него было бессмысленно приступать ко всем остальным практикам. А затем следует многолетняя практика по раскрытию чакр — энергетических центров человеческого тела. Все это осуществлялось либо строго в рамках психофизических упражнений, либо с использованием различных оккультных ритуалов, а чаще всего – и то, и другое.

     

    Использование образа бога в магическом ритуале

    Практически для всех магических ритуалов в древнем индийском колдовстве использовали изображения того или иного божества. Оно либо вырезалось из дерева, либо лепилось из глины, при этом его следовало изготовить из определенного материала, особым образом и правильно освятить. Так, например, образ божества, созданный из гончарной глины, даровал великое процветание; из земли, взятой в муравейнике, приносил прибыль и исполнение всех заветных желаний, а фигурка, сделанная из плодов нимбы, применялась для магического убийства.

    Некоторые фигурки божеств, освященные особым образом, потом оправлялись в серебро или золото. Считалось, если маг коснется им женщины, она будет полностью в его власти, а если коснется врага — тот скоро умрет.

    Сам процесс освящения был длителен и мог проходить в несколько этапов, но, как правило, в него обязательно входило многократное повторение мантры, ассоциируемой с этим божеством, что еще раз подчеркивает синкретичность магии, религии и йоги в древней Индии.

     

    Магия и алхимия

    Очень тесно с магическим искусством переплелась в древней Индии и алхимия.

    По одной из версий алхимия была «завезена» на эту территорию арабами. Но на самом же деле алхимия упоминалась в ряде буддистских текстов, написанных задолго до того, как влияние арабской культуры стало существенным.

    Упоминание о тесной связи между магией и алхимией мы уже встречаем в таком тексте, как «Махапраджняпарамиташастра», который является фундаментальным сочинением Нагарджуны.

    Упоминания об алхимических способностях йогов мы встречаем и в других книгах, например, в таком авторитетном тексте по йоге, как «Шива-самхита». В ней говорится, что йог может получать золото из любого металла, натерев его собственными экскрементами и мочой.

     

    Особенности алхимии в древней Индии

    В Индии, как и в некоторых других странах Востока, алхимию воспринимали не только как науку внешней магии, но и внутренней. Например, в учении тантрической ваджраяны в результате алхимической работы маг или йог обретал так называемое «алмазное тело», то есть плоть, не подверженную переменам – неподвластное воздействию земли, воды, огня и воздуха, времени и пространства.

     

    Алхимия – одна из сиддх йогов и магов

    Любопытно отметить, что алхимия, а точнее та ее часть, что связана с преображением простых металлов в золото, являлась одной из сиддх, которыми владели в равной степени и маги, и йоги. Причем речь идет, как о внутреннем преображении грубого металла в золото, так и внешнем.

    Со временем овладение алхимией как «естественным» магическим искусством стало нормой и для чародеев, и для духовных практиков.

     

    Эликсир бессмертия

    Как и во многих других культурах заветной целью алхимиков, йогов и магов был эликсир бессмертия. Поэтому нередко все это находило свое отражение в облике какого-либо великого мистика, как, скажем, уже упомянутого выше Нагарджуны. Только обратите внимание, что в данном случае речь не идет о прославленном мыслителе школы мадхьямика, а о персонаже, упомянутом Сомадевой в «Катхасаритсагаре» и Мерутунгой в «Прабандхачин-тамани».

    Так вот, в тексте «Катхасаритсагара» мы читаем, что Нагарджуна, будучи жрецом в Чираюсе, преуспел в приготовлении эликсира, однако Индра запретил ему рассказывать кому-либо о его использовании.

    Об алхимии и Нагарджуне еще существует легенда, гласящая, что когда в стране свирепствовал голод, он изготавливал золото и обменивал его на зерно, привезенное из дальних краев.

     

    Важность эликсира бессмертия

    Эликсир бессмертия занимал важно место в жизни магов, потому что в нем сливалось все, о чем они мечтали – вечная жизнь, оккультные силы, преображение и свобода, алхимия и духовная практика. Древняя Индия даже в лице своих чародеев всегда стремилась к синкретизму, к слиянию всего мистического в единое и нерасторжимое целое, позволяющее человеку гармонично существовать со всем мирозданием и двигаться на своем жизненном пути, сквозь перерождения, все дальше и дальше. 

    © Алексей Корнеев

    Читать также:

    Любовная магия в древней Индии

    Даттатрея (Даттатрейя) – загадочное божество йогов

    Свародая-йога

    Что такое карма-йога

    Что такое гуру-йога


    Вернуться к статьям раздела