Магия быка в мифах и легендах

    Магия быка в мифах и легендах

    Магия быка в мифах и легендах

    Бык является одним из самых распространенных животных, которое служило как мистическими символом, так и активно использовалось в магических практиках.

    Поклонение быку практиковалось у многих народов древнего мира. Так, например, В Индии священный бык Шивы (в индийской мифологии один из верховных богов) — Нандин — все еще является объектом поклонения шиваитов.

    Магическая символика быка как воплощения космического начала, продолжающая сходное использование символа бизона в верхнепалеолитическом искусстве, характерна для неолитической культуры Чатал-Хююка (Малая Азия, 7-6-е тысячелетие до н. э.), где в ранних слоях обнаружены скульптурные изображения быка, в которых использовались стоящие бычьи рога и части черепа, что напоминает прием «натурального макета», зверя в раннем пещерном искусстве и технику коллажа в современном.

    Почти в каждом древнем святилище Чатал-Хююка имеются столбы, на которых помещены рога быков, что связывает его с магическими свойствами этого животного.

    Ритуальные композиции из нескольких бычьих черепов найдены также и в таких географически и хронологически удаленных комплексах, как могильник Синташа (южное Зауралье, около середины 2-го тысячелетия до н. э.), в котором обнаруживаются и другие черты, общие с индоевропейской мифологией.

    Особенно широкое распространение культ священного быка имел в древних цивилизациях долины Инда (3-е тысячелетие до н. э.) о чем позволяют судить печати из древнего города Мохенджо-Даро и Хараппы.

    Изображение быка мы встречаем в многочисленных скульптурных памятниках митраизма, на которых Митра представлен ставящим колено на спину быка и вонзающим ему в бок нож. На некоторых из этих памятников бычий хвост оканчивается тремя колосьями, а на одной скульптуре вместо крови из ножевой раны у быка виднеются хлебные колосья.

    В Древнем Двуречье, в Средней Азии 3-2-го тысячелетия до нашей эры, в древнеиранской и древнеиндийской традициях бык — прежде всего образ лунного божества.

    В иранской мифологии месяц называется «имеющим семя быка», а в Шумере и Аккаде бог луны Син  представляется в виде синебородого быка.

    В шумерской песне «Гильгамеш и Небесный бык» богиня Инанна (в шумерской мифологии богиня плодородия, плотской любви и распри), рассердившись на Гильгамеша (шумерский и аккадский мифопоэтический герой), не ответившего ей любовью, добивается, чтобы боги создали небесного быка — мстителя за нее. 

    Также на шумерских печатях мы находим изображения эпизода сражения героя с чудовищем - человеком-быком.

    Ассирийцы, финикийцы, халдеи и даже греки обожествляли в мифах быка.

    В греческой мифологии бог Юпитер (в римской мифологии бог неба, дневного света и грозы) для обладание Европой (в греческой мифологии дочь финикийского царя Агенора) превратился в быка.

    В мифологии бушметов дождь представляется в виде «водяного быка», похищающего девушку.

    В мифологии и культуре кельтов бык считался символом силы и мужества, а также агрессивности, с которой ассоциировались  его рога, часто изображавшиеся нарочито огромными на резных рельефах, статуэтках (сохранились статуэтки восьмого века, изображающие быка).

    Также изображения бычьей головы часто использовались в качестве ручек ковшей.

    В кельтских мифах широко распространены жертвоприношения быков. Примером тому служит изображение на серебряном Гундеструпском котле.

    Также бык применялся и в кельтских ритуалах. Так, например, в Тарбфейсе во время обряда выбора верховного короля приносили в жертву быка, мясо которого съедалось участниками церемонии, а кровь выпивал особый друид (кельтский маг, жрец). Затем этот друид впадал в сон и, как считалось, должен был увидеть во сне кандидата, которому и предстояло стать верховным королем.

    Бык в древние времена был мощной фаллической эмблемой, означающей творческую энергию Демиурга (Творца).

    Мифологическое и обрядовое отождествление мужчины и быка характерно для скотоводческих народов, таких как нуэр, шиллуков, руанда и другие. Так, например, герой мифа ньоро Рукиди получил имя Мпуга, которое давалось только быкам черной и белой масти.

    В некоторых традициях после смерти бык часто мумифицировался и хоронился с почестями, отдаваемыми богу, в специально подготовленном саркофаге. Так, например, раскопки в Мемфисе показали, что подобные захоронения были распространенной практикой в Египте (там, археологами было обнаружено около 60 таких захоронений).

    В египетской мифологии бык неба — сын Небесной коровы и отец теленка, которого та рожает. Это родни близнечным мифам некоторых африканских народов, так, например, в мифе кизиба у одной из двух первых женщин рождаются близнецы — бычок и телка.

    Наиболее важным из всех символических животных в Египте был Апис, египетский бык из Мемфиса, который считался священным перевозчиком души бога Осириса. По преданию Апис был зачат молнией.

    Процедура выбора быка для ритуалов и его посвящения богу была одной из наиболее впечатляющих в церемоний Египта. Апис должен был иметь определенную масть. По Геродоту, бык должен быть черным с белым квадратным пятном на лбу, с пятном в форме орла на спине, с пятном в форме жука на языке, и чтобы шерсть на хвосте расходилась на две стороны. Другие писатели утверждали, что на быке должно было быть двадцать девять священных символов-пятен, а на правой стороне  большое белое пятно в форме полумесяца. После освящения бык содержался в специальном стойле в храме и водился предназначенными для этой цели служителями по улицам в торжественные дни.

    У египтян существовало поверье о том, что ребенок, на которого дыхнет Апис, будет впоследствии выдающимся человеком. По достижении определенного возраста (двадцати пяти лет) Аписа вели либо к Нилу, либо к священному источнику, и там, под плач собравшихся, быка топили. Скорбь и причитания продолжались до нахождения нового Аписа. Когда объявлялось, что Осирис воплотился, скорбь уступала место радости.

    Вообще принесение быка в жертву распространенно среди многих культур, так например, убийство первобыка Ахриманом (в иранской мифологии божество зла), критского Минотавра Тесеем в греческом мифе, встречу угаритского Балу (в западносемитской мифологии одно из наиболее употребительных прозвищ отдельных местностей и общих богов) с существом у которого «рога как у быков, и горбы, словно у буйволов».

     Подобные мифы могли быть связаны с обрядом ритуального состязания с быком и принесения в жертву священного быка, широко распространенным в восточном Средиземноморье. Так, например, вовремя греческих буфоний  («быкоубийств») убивали быка, съевшего жертвенный хлеб, после чего устраивали обрядовый суд над виновниками убийства.

    Совершалось это жертвоприношение где-то в конце июня - начале июля. Этот магический ритуал, по преданию, было учреждено для того, чтобы положить конец засухе и голоду.

    Протекало это жертвоприношение следующим образом. На бронзовый алтарь Зевса, хранителя города, в Акрополе клали ячмень, перемешанный с пшеницей, или приготовленные из них пироги. Вокруг этого алтаря прогоняли быков. В жертву приносился тот из них, который подходил к алтарю и съедал подношение. Топор и нож, которыми закалывали животное, предварительно увлажняли водой, принесенной девушками-водоносами. Потом оружие затачивали и передавали палачам, один из которых валил быка ударом топора, а другой ножом перерезал ему горло. Повалив быка, первый палач отбрасывал топор в сторону и убегал. Второй палач следовал его примеру. Тем временем быка успевали освежевать и всем присутствующим давали отведать его мяса. После этого бычью шкуру набивали соломой и зашивали. Чучело поднимали на ноги и впрягали в плуг, как бы намереваясь пахать. Затем под председательством так называемого «царя» устраивали суд для установления того, кто же убил быка. Девушки-водоносы возводили обвинения на мужчин, которые точили топор и нож, те же в свою очередь обвиняли людей, которые передали орудия казни палачам, а эти последние — самих палачей. Палачи же возлагали вину на топор и нож, которых находили виновными, выносили им приговор и выбрасывали в море.

    Само название жертвоприношения «быкоубийство», старания, прилагаемые его участниками для того, чтобы переложить вину за убийство на плечи других, суд и вынесение приговора топору или ножу или и тому и другому — все это свидетельствует о том, что бык был не просто жертвой, приносимой богу, но священным животным, умерщвление которого мыслилось как святотатство. Так, например, подкреплением этому мнению может служить тот факт, что в древности убийство быка считалось в Аттике преступлением, караемым смертной казнью.

    Диониса (в греческой мифологии бог плодоносящих сил земли, растительности и виноделия) часто изображали в форме животного, особенно в виде быка или хотя бы с его рогами. К нему применяли такие эпитеты, как «рожденный коровой», «бык», «быковидный», «быколикий», «быколобый», «быкорогий», «рогоносящий», «двурогий».

    Считали, что, по крайней мере, в некоторых случаях Дионис является в виде быка. Например, в городе Кизике, во Фригии, его часто изображали в статуях и на росписях в виде быка или с бычьими рогами. Имеются изображения рогатого Диониса и среди дошедших до нас античных памятников. На одной статуэтке он представлен одетым в бычью шкуру, голова, рога и копыта которой закинуты назад. На другой — он изображен ребенком с венком из виноградных гроздьев вокруг чела и с головой теленка с прорастающими рогами, приделанной к тыльной части головы. На одной вазе, расписанной красной краской, бог представлен в виде младенца с головой теленка, сидящего на коленях у матери.

    Жители Кинеты справляли праздник Диониса зимой. Мужчины, умащенные по такому случаю маслом, выбирали из стада быка и вели его в святилище бога. Считалось, что выбор того или иного быка, служившего, возможно, воплощением бога, диктовал сам Дионис.

    Быком именовали этого бога и жительницы Элиды. В их песне говорилось: «Приди же сюда, Дионис, в твой священный приморский храм; вместе с Грациями (в греческой мифологии благодетельные богини, воплощающие доброе, радостное и вечно юное начало жизни) приди в свой храм, прискачи на бычьих ногах, о, благодетельный телец, о благодетельный телец!»

    Также в подражание своему богу Дионису фракийские вакханки носили рога.

    В Древней Греции раз в два года жители Крита устраивали праздник, на котором во всех подробностях представлялись страсти Диониса. Все предсмертные действия и страдания этого бога разыгрывались перед глазами участников культа, которые собственными зубами разрывали на куски живого быка, после чего с безумными воплями скитались по лесам. (Миф гласил, что титаны разорвали его на части в виде быка, поэтому, разыгрывая страсти и смерть Диониса, критяне зубами разрывали на части живого быка). Впереди они несли ларец, в котором якобы хранилось сердце Диониса, а какофонические звуки флейт и кимвалов имитировали звуки погремушек, с помощью которых божественного младенца заманили на верную гибель.

    Разрывание на части и пожирание живьем быков и телят было, было типичной чертой дионисийского культа. Разрывая на части и пожирая быка на празднике Диониса, участники культа верили, что убивают бога, едят его плоть и пьют его кровь.

    По поверьям сванов, бык Висхв, посвященный богу Пусду, и приносимый ему в жертву тоже должен быть самым могучим и прекрасным из быков, ибо только такой бык может умилостивить бога и служить ему достойной жертвой.

    Иногда быка, в качестве жертвенного животного убивают на поле в конце жатвы. Когда дело доходит до жатвы последних колосьев, в некоторых английских селах по полю в сопровождении целой толпы танцующих жнецов водят быка, украшенного лентами, цветами и хлебными колосьями.

    Потом человек, переодетый дьяволом, сжинает последние колосья и тут же убивает быка. Часть мяса убитого животного съедают за жатвенным ужином, а другую часть засаливают и хранят до начала сева.

    В Пон-а-Муссон в последний день жатвы вокруг приусадебного участка трижды обводят теленка, украшенного цветами и колосьями. Его либо подманивают травой, либо погоняют палками, либо хозяйка просто тащит его на веревке. Для этого обряда выбирают теленка, который первым родился на ферме весной этого года. За ним в полном составе следуют жнецы с серпами. Теленка спускают с привязи, и жнецы бросаются за ним в погоню. Человеку, который настигает теленка, дают прозвище Телячий король.

    В заключение теленка торжественно убивают.

    В иных случаях быка убивают во время молотьбы. Обмолачивая последний сноп, жители Оксерра 12 раз выкрикивают: «Мы убиваем быка».

    В окрестностях Бордо, где сразу же по окончании жатвы мясник режет вола прямо в поле, о человеке, нанесшем последний удар цепом, говорят: «Он убил быка».

    Во многих мифах бык является символом бога грозы. В частности в хурритской мифологии у бога грозы два быка — Хурри (утро) и Серри (вечер).

    Согласно Прокопию (6 век н. э.) славяне жертвовали быков богу — «творцу молний».

    У восточных славян существовал обряд заклания быка в день Ильи-пророка, заменившего, после прихода христианства, древнего языческого бога-громовержца.

    Нередко в мифах бык олицетворял собой дух хлеба. Так, например, когда ниву колышет ветер, жители Коница (Западная Пруссия) обыкновенно говорят: «Это бычок бежит по ниве».

    А в некоторых частях Австрии крестьяне верят, что весной некий сказочный теленок прыгает среди хлебных всходов и бодает детей. Когда хлеба колышутся на ветру, они говорят: «Это теленок резвится».

    Жители различных частей Швейцарии кличут жнеца, срезавшего остаток колосьев, Хлебным бычком. Такой человек становится мишенью для многочисленных шуток.

    Если в округе Розенгейм (Верхняя Бавария) кто-то из крестьян отстает во время жатвы от своих соседей, те ставят на его участке так называемого Соломенного быка. Последний представляет собой гигантских размеров чучело быка, изготовленное из деревянного каркаса, обвязанного соломой, украшенного листьями и цветами. К «быку» приделана табличка, со стишками, в которых высмеивается хозяин поля.

    По представлениям жителей Беррии молодой дух зерна, появляется на свет прямо в поле в образе теленка.

    Бык выступает в качестве представителя духа хлеба и в других частях света. Так, к примеру, жители Великого Бассама (в Гвинее) убивают двух быков, чтобы обеспечить хороший урожай.

    В астрономической мифологии бык часто символизируется зодиакальным созвездием Тельца.

    © Алексей Корнеев


    Вернуться к статьям раздела