Магия боярышника в мифах и легендах

    Магия боярышника в мифах и легендах

    Магия боярышника в мифах и легендах

    Название рода этих растений происходит от греческого слова — cratas, что значит  «сильный,  крепкий».

    Многие народы приписывали боярышнику магические свойства. Так, например, в кельтской традиции боярышник считался дерево божества зимы и тьмы, отцом Олвен (в мифологии валлийских кельтов  дочь вождя великанов Испаддадена Пенкавра («Повелитель Великанов»). Ее имя переводится как «белый след», ибо всюду, где бы она ни ступала, тот час распускались четыре белых трилистника), который из-за длинных и тяжелых ресниц не мог видеть до тех пор, пока ему, как славянскому Вию, не поднимали их вилами.

    В сказании о Куллвх (в мифологии валлийских кельтов — сын Килидда и Голейддидд), Великан Боярышник делает все возможное, чтобы помешать женитьбе Килхуха на Олвен и требует приданого из тринадцати сокровищ, которые, раздобыть практически невозможно. Жил этот великан в замке, его охраняли девять привратников и девять сторожевых псов, что подтверждает, насколько строгим был запрет на женитьбу в месяц боярышника.

    Кельты считали боярышник деревом принудительного целомудрия, так как они связывали его с маем как месяцем ритуального воздержания от полового общения. Древние кельты требовали от молодежи любовного воздержания до полного расцвета боярышника, то есть до мая месяца. Именно это объясняет, почему май считался несчастливым месяцем для свадеб.

    Позже май стал месяцем оргиастических обрядовых празднеств вокруг так называемого «майского» дерева.

    Сам же боярышник народное поверье считало заколдованным и предрекало злую участь всякому,  кто достаточно безрассуден, чтобы посягнуть на него. Смерть детей или падеж скота, потеря накопленных денег, пожар, кража — вот удел тех, у кого хватило дерзости уничтожить этот колючий куст.

    И все же, то ли в силу обычая,  то ли из должного уважения к самому боярышнику, к его ветвям часто привязывали полоски материи, явно напоминающие приношения. Подобный обычай до сих пор сохранился в Ирландии и некоторых землях Германии. Так, Воэн Корниш, исследователь истории Британских островов приводит немало документальных свидетельств и описывает священные деревья в гэльских провинциях. Например, «боярышник святого Патрика» в городке Тинахели в графстве Уиклоу: «Верующие присутствовали 4 мая, должным образом обошли источник и, оторвав по лоскуту от одежд своих, повесили на боярышник». Это была церемония в честь только что начавшегося месяца боярышник (имеется ввиду май). Верующие отрывали лоскуты от одежд, дабы выказать свою скорбь и умилостивить божество.

    В Древней Греции в боярышнике видели символ надежды и брака. Его ветви возжигали на алтарях Гименея (божества счастливого брака), а цветами боярышника украшали невесту на брачной церемонии. Песня, исполняемая в честь новобрачных, называлась гименеей, а сам Гиминей на римских рельефах и помпейских фресках изображался стройным юношей со строгим выражением лица, с факелом в левой и венком боярышника в правой руке.

    С боярышником в Древней Греции и в Риме связывалась еще одна богиня — Майя, которая в английской поэзии предстает «вечно прекрасной и юной». Греки верили, что если свадьбу играли раньше мая, то брак считался противным богине, и поэтому ее старались умилостивить пятью факелами из боярышника и его цветками.

    Также в Древней Греции боярышник использовали и в лечебных целых. Например, древнегреческий врач Диоскорид оставил немало рецептов по использованию лекарственных свойств боярышника и главным образом в лечении сердца, за что иногда боярышник называют «панацея Диоскорида».

    Существует русское предание о происхождении слова «боярыня».

    Давным-давно жила в одной из деревень девушка, которая любила по утрам собирать цветы и составлять из них букеты, в которых обязательно важным компонентом присутствовали цветы, листья и ягоды боярышника. И вот однажды эту девушку увидел внук Чингисхана, будущий Бату-хан. И так она ему приглянулась, так понравилось. Что решил он покорить ее сердце. Но напрасно он пробовал в течение нескольких дней вступить с ней в разговор, как  не заманивал он ее в богатую юрту, какие сокровища не предлагал - все его попытки были безуспешны, девушка все равно отвечала отказом, так как уже была три месяца назад помолвлена с синеглазым русичем и со дня на день ожидала сватов. И тогда не выдержал Бату, воровски выследил девушку и пошел по за ней по пятам. Настиг внук Чингисхана девушку и уже было хотел овладеть ей, но она прижалась спиной к боярышнику и выхватила из-под шушпана кинжал и сказала: «Если ты притронешься ко мне — я убью себя, но твоей не стану никогда!». И когда даже эти слова не остановили Бату она ударила себя в грудь кинжалом и скатилась к подножию к огненно красному растению.

    История не сохранила имени той девушки, но с тех пор в ее честь молодых девушек величали на Руси боярышнями, барышнями, а молодых женщин боярынями. И с того печального дня в головных уборах и в женской одежде славянок долгое время в расцветке и в орнаменте прослеживались цветы, зелень, багрянец и ягоды боярышника.

    В Турции цветущая ветка боярышника считается эротическим символом, так как аромат цветущего боярышника напоминает запах женщины.

    В христианской традиции боярышник связан с девой Марией, а также гластонберийские монахи связывают его с подробностями истории о посохе Иосифа Аримафейского и терновом венце Иисуса Христа.


    Вернуться к статьям раздела