Магия аиста в мифах и легендах

    Магия аиста в мифах и легендах

    Магия аиста в мифах и легендах

    Аист — одна из наиболее любимых и почитаемых птиц, особенно у славянских народов. Особенности поведения этой аиста в народном сознании надели его не только функцией охранителя и очистителя земли от гадов и прочей нечисти, но и связали эту птицу  с грозовым небом и, как следствие, с небесным огнем (молнией), что, естественно, связано с его магическими свойствами.

    Согласно болгарским мифам об аисте его даже считали предводителем градовых туч, а поляки верили, что аист разгоняет тучи, когда кружит высоко в небе, тогда как клекот его служит предвестьем ливня и бури.

    Во многих местах есть легенды об аисте что он, будучи предводителем страшных грозовых туч, может в наказание за разорение своего гнезда навлечь удар молнии и устроить пожар в доме своего обидчика (бытовало магическое поверье, что аист высекает клювом огонь или приносит в клюве головню или уголь, которыми и поджигает крышу).

    Появляющийся с приближением бури и кружащий в небе среди грозовых туч аист, красный цвет клюва и ног которого напоминал людям огонь молнии, вполне закономерно соотносился в народном сознании с такими небесными явлениями, как дождь, гроза и так далее. Огонь, которым он поджигает дома своих обидчиков, прямо соотносится с молнией, а вода, которой он тушит загоревшиеся дома добрых к нему людей, — с дождем. На связь аиста с грозой и небесным огнем, вероятно, указывает и обычай делать ему гнездо из колеса, издревле считавшегося символом солнца и огня, эмблемой небесного пламени.

    В мифах аист повсеместно считался священной птицей, приносящей во всем удачу и благополучие. Гнездо аиста на крыше дома воспринималось как счастливый знак. Считалось, что само его присутствие оберегает дом от «громового удара» и молнии, от града и ураганов, от злых чар и духов, а также способствует обогащению хозяев.

    Примечательно, что у славянских народов аист издавна наделялся человеческими свойствами и вообще соотносился с человеком, в частности по своему происхождению. Согласно народным легендам, аиста некогда был в наказание заклят человек, которому Бог дал мешок с гадами, велев выбросить его в море (или сжечь, закопать, оставить на вершине горы), из любопытства человек развязал мешок, и вся нечисть из него расползлась по земле, а Бог, рассердившись, превратил человека в аиста, чтобы тот очищал землю от гадов; в это время у аиста от стыда покраснели ноги и клюв, которые с тех пор так и остались красными. Согласно другим народным легендам, аистом стал косец, не ответивший на приветствие Христа, или косец, у которого перед Христом упали штаны. Существует также предание об убийца, разбросавшем части тела убитого, которые потом стали лягушками, а сам преступник, превратившись в птицу, с тех пор старается их собрать. Очевидно, в связи с этими представлениями аиста в народе часто называли человеческими именами: Иван, Яша, Адам.

    В мифах аистам повсеместно приписывали различные человеческие особенности: считалось, например, что у них человеческие пальцы и душа, они понимают язык человека и плачут слезами, молятся Богу (так воспринимался их клекот). В народных верованиях, аисты, как и люди, вместе справляют свадьбы, и каждая их семейная пара неразлучна; при этом кое-где считалось даже, что в случае гибели одного из супругов-аистов другой добровольно идет на смерть вслед за ним.

    Представления о человеческой природе аистов породили миф о том, что аисты могут на время превращаться в людей; при этом поверья эти, как правило, были связаны с легендами о некой мифической земле аистов. Так, например, в Болгарии и некоторых других местах аистов называли паломниками и верили, что они ежегодно посещают святую землю, а на зиму улетают на край света, где, искупавшись в чудесном озере, становятся людьми. Весной, искупавшись в другом озере, они вновь становятся птицами и возвращаются назад.

    В мифах аист повсеместно связывался с деторождением. Представления об отношении аиста к деторождению были, очевидно, связаны с фаллической символикой его клюва; символика эта, в частности, проявлялась в поведении ряженного аистом в рождественской обрядности, когда он своим клювом «клевал» девушек. Поверье о том, что аист приносит детей, было известно повсюду, особенно у западных славян. Так, например, во многих местах верили, что аист вытаскивает детей из болота или из моря и приносит их в корзине, лохани, корыте, а потом бросает их в дымоход; в некоторых местах рассказывали также, что аист бросает в печную трубу лягушек, которые, попав в дом через дымоход, приобретают человеческий облик.

    Легенды об аистах, приносящих счастье, заставляли многих хозяев устраивать этим птицам гнезда на доме или возле жилья. Такие гнезда сооружали обычно на кровлях зданий из старой бороны или тележного колеса; при этом в некоторых местах полагали, что втащить колесо-гнездо наверх должен холостяк с помощью девушки.

    Дом, который аисты избегали, согласно мифам считали проклятым; если аист покидал гнездо, это считали дурной приметой, предвещающей запустение дома или смерть кого-либо из домочадцев, но чаще всего — пожар (при этом во многих местах верили, что аист предчувствует пожар и покидает гнездо заранее, причем переносит своих птенцов в безопасное место).

    При виде первого аиста крестьяне обычно совершали магические обрядовые действия, которые должны были способствовать благополучию: бежали за ним вслед, приседали и кувыркались — чтобы не болели ноги и спина; завязывали узел на шнурке от шейного креста — чтобы летом избежать змей; брали из-под ног землю и бросали ее в воду, которой потом кропили себя и дом для защиты от блох.

    На Благовещение к прилету аистов во многих местах принято было выпекать особые хлебцы с изображением ноги аиста. Эти хлебцы дети потом подбрасывали вверх, обращаясь к аистам с просьбой об урожае, а также приветствовали аистов в надежде, что те принесут им кошелек с деньгами.

    © Алексей Корнеев


    Вернуться к статьям раздела