Кто такой потерча?

    Кто такой потерча?

    Кто такой потерча?

    Потерчатами (потерна, потерчатко) называют детей, родившихся неживыми или умерших не крещенными. Потерчат относят к так называемым заложным, то есть «нечистым» покойникам, поступающих в большинстве случаев в распоряжение нечистой силы.

    Согласно народным верованиям, если приложиться ухом к могиле неокрещенного младенца, то можно услышать его плач и просьбу  о том, чтобы его нарекли каким-нибудь именем. Считается, что по прошествии 7 лет душа ребенка, умершего до крещения, превращается либо в филина, либо в нечистых духов — кикимор, мавок или русалок. Существовало и такое поверье, что некрещеные дети обращаются в птиц, летающих в небе с криком «крести меня» в течение 7 лет, а затем отходят во власть нечистой силы.

    Потерчат, настойчиво требующих крещения, тем не менее почти никогда не видно — они дают знать о себе преимущественно голосом, хотя иногда их в поверьях сближают с блуждающими огоньками. В некоторых случаях потерчат описывали как летающих по небу младенцев, просящих себе имя у прохожих.

    Поскольку потерчата считались «нечистыми» покойниками, их не принято было хоронить на кладбище. Чаще всего умерших не крещеных детей хоронили за кладбищем или у перекрестка двух дорог. Существует поверье, что души их летают близ могилы и вечером у путников просят крещения — поэтому и хоронят их там, где бывает много проходящих. Хотя в некоторых областях умерших без крещения детей хоронили в болотах, как и других опасных покойников.

    Также довольно часто мертворожденных младенцев и умерших неокрещенными детей  закапывают где-нибудь под деревом — в саду или на огороде, или на гумне, но так, чтобы никто не знал, когда и как он был похоронен младенец. Этот погребение обычно выполнял отец ребенка. В народе дерево, под которым захоронен некрещеный ребенок, иногда рассматривается как жилище того филина, в которого должна превратиться душа младенца.

    Наконец, для потерчат иногда отводилось особое место погребения, которое никогда не использовалось для прочих «нечистых» покойников, но применялось в старину к умершим родителям, то есть к «чистым» покойникам: потерчат изредка хоронили в самом жилище, в подполье, недалеко от домашнего очага. Это делалось из тех соображений, что предки рода, находясь рядом с потерчаткой, примут его рано или поздно под свою защиту или даже в свою среду — словом, не допустят его под власть нечистой силе. По этой же причине мертворожденных детей иногда закапывали в избе под порогом, веря, что когда священник будет через порог идти с крестом, то сообщит праху младенца силу святыни.  С погребением потерчат в жилом помещении связано поверье о том, что будто бы душа ребенка, родившегося неживым, остается на пороге хаты или же в трубе». Поэтому при входе в хату на пороге останавливаются и крестятся; точно так же крестятся при закрывании и открывании трубы: в том и другом случае как бы крестят некрещеного младенца.

    Чтобы успокоить потерча, нужно что-нибудь имеющееся в руках перекрестить и бросить на него со словами: «Будь Иван или Степан» либо: «будь Анна или Мария!»

    © Алексей Корнеев


    Вернуться к статьям раздела