Кто такой оборотень на самом деле?

    Кто такой оборотень на самом деле?

    Кто такой оборотень на самом деле?

    Ответить на вопрос «кто такой оборотень» не так-то и легко, при всей, казалось бы, очевидности. А все потому, что оборотней существует множество, как и самих вариантов и способов оборотничества. Тем не менее, мы все же попытаемся максимально полно ответить на вопрос «кто такой оборотень»?

     

    Кто такой оборотень?

    Начнем ответ на вопрос «кто такой оборотень?» с того, что, на самом деле, изначально оборотнями называли людей, причастных к колдовству и поэтому способных «оборачиваться», то есть превращаться в каких-либо существ и даже в неживые предметы. Тех, кто умел быть оборотнем, также называли «обертышами», «перекидчиками», «опрокиднями», «переходнями».

    В целом, надо заметить, оборотничество, иными словами способность менять свой облик, изначально была присуща любой нечистой силе. Поэтому люди, стремящиеся овладеть тайной оборотничества (а это не только колдуны, но и охотники, пастухи, мельники, кузнецы и так далее), как правило, перенимали эту науку у нечистых и опасных существ. Черти и бесы тоже были оборотнями, они могли принимать вид красивых юношей или девушек, различных животных, драгоценностей, блуждающих огоньков и так далее. По народному убеждению, черти, лешие, водяные и прочие нечистые сущности принимают человеческий облик для того, чтобы заманивать прохожих в лесные чащобы, топить их в омутах и вообще всячески досаждать простым людям.

    Также способностью к оборотничеству, по народному убеждению, обладают люди, родившиеся «в рубашке», то есть  с эмбриональной пленкой, частично покрывающей головку новорожденного. Среди подобных личностей  обычно оказывалось множество людей с необычной судьбой, ясновидцев и так далее.

     

    Оборотни и метвецы

    Кстати, согласно поверьям, способностью к оборотничеству обладают и умершие. Так, считалось, что души умерших являются с того света в облике насекомых, птиц, или гадов; они также могут показываться в виде вихря, столба пыли, блуждающих огней, тучи и так далее. Почти всегда становятся оборотнями после своей смерти колдуны и проклятые (если не был проведен специальный обезвреживающий ритуал). Принимая различные облики, они бродят по земле и приносят беды людям.                                                                                                                                                                                

     

    Способы стать оборотнем

    Тот или иной класс или тип людей обладал различной склонностью к формам оборота. Так колдуны чаще всего предпочитали становиться волками или медведями, ведьмы обычно оборачивались в таких животных, как свинья, лошадь, из птиц предпочтение отдавали сороке, редко вороне, и даже могли принимать вид предметов — колесо, копна сена, полено, а в редких случаях даже могли превращаться в дым.

    Представители профессии охотников и рыбаков в основном оборачивались в промысловых зверей, то есть на тех, на кого охотились. Пастухи «опрокиывались» в собак, а вот люди, ставшие оборотнями против своей воли, обычно становились волком, медведем или лошадью.

    Животных оборотней отличали по необычному поведению или по каким-либо чертам в их облике (белая полоса на шее волка, отсутствие хвоста у сороки и тому подобное).

    Колдуны и ведьмы оборачиваются тогда, когда им это нужно, и вернуть себе человеческий облик они могут в любое время. Обычно превращения происходят либо в сумерках, либо в ночное время.

    Существовало немало разновидностей магической процедуры, с помощью которой осуществлялся «оборот» из человеческого состояния в звериное. «Оборотиться», то есть превратиться в животное или неживой предмет, подчас в буквальном смысле означало «перевернуться» (перекувыркнуться) через некую условную черту (предмет-граница), установленную на символической границе между мирами.

    Чаще всего колдуны и ведьмы перекидывались через один или несколько ножей, воткнутых в землю в подполье или в гладко срубленный пень в лесу. Среди других предметов-границ, через которые кувыркались оборотни, также упоминаются обручи, коромысло, колоды и некоторые другие. Более подробно ритуал, по-видимому, выглядел так: перед обращением в волка колдун в каком-нибудь уединенном месте вбивал в землю либо в пень пять ножей или осиновых кольев, два из которых символизировали передние лапы, два — задние, а один — хвост. Прыгая или кувыркаясь вперед через ножи, начиная от заднего, он становился волком.

    Чтобы обратно вернуть себе человеческий облик, оборотню следовало забежать с противной стороны границы и перекувыркнуться через нее обратно. Но если за время пребывания человека в виде зверя кто-нибудь заберет и унесет нож или подобный предмет-границу, то он навек останется волком.

    Иногда для «оборота» использовалась волчья шкура, которую колдун набрасывал на себя. По-видимому, это один из наиболее древних способов, поскольку сведения о подобном приеме встречаются уже в шаманских легендах. Так, например, в североамериканских и корякских мифах рассказывается как мифологический герой Эмемкут превратился в Великого Ворона при помощи вороньего костюма, а его внук Кил превратился в медведя, надев медвежью шкуру. Эмемкут дал собачью шкуру своей сестре, и она превратилась в собаку.

    В некоторых случаях для оборотничества применяли «волшебную наузу» — ремень или лыко, заговоренное заклятием, которым опоясывался колдун для осуществления магической операции. Такие волшебные пояса-наузы, с помощью которых колдун мог принять волчий облик, начиная с XII века часто упоминаются в поучениях против язычества. В этих поучениях «науз ношение» приравнивалось к исполнению кощюн (мифов) и «бесовских песен».

     

    Типы оборотничества и оборотней

    Всех оборотней можно разделить на три класса, в зависимости не от того, в какое животное превращается человек, а делает ли он это добровольно, заставили ли его стать оборотнем при помощи магических чар или подобный дар достался ему от рождения.

    К первой группе — добровольные оборотни, относятся колдуны и волхвы, умеющие принимать звериный облик преимущественно для того, чтобы вредить людям. Согласно народным представлениям, они могут принимать облик не только волка, но и других животных, а также растений (куст, ветка, солома) и предметов (клубок ниток, веретено, стог сена, полено). И более того, колдуны и ведьмы, по поверьям, обладают способностью «оборачиваться» по несколько раз, то есть неоднократно менять свой облик. У восточных славян существовало также верование, что ведьма в одно мгновение может изменять свое обличье двенадцать раз, а потом вновь обратиться в женщину.

    Цели превращения колдунов и ведьм — корыстные: проникнуть незамеченным в чужой двор; навредить соседской скотине (например, отобрать молоко у коровы и тому подобное); напасть на своего недруга, оставаясь неопознанными; запугать людей, «заморочить» или завести на бездорожье; навести порчу. Мать-ведьма в устрашающем животном облике могла преследовать своего сына, чтобы не пустить его на свидание с девушкой, пришедшейся ей не по нраву, и разрушить их отношения.

    Нередко «знающие» люди оборачиваются животными с целью скрыться от преследователей или обмануть их, либо просто пересечь большие расстояния. Вспомним, что еще в «Слове о полку Игореве» говорится о том, как князь Всеслав «рыщет волком в ночи», преодолевая огромные расстояния.

    К невольным оборотням обычно относят людей, насильно превращенных в волков силой колдовства. Одним из главных отличий невольного оборотня от оборотня добровольного является то, что невольный оборотень обычно никому не делает вреда, за исключением тех людей, которые его «испортили», то есть превратили в волка.

    Обычно оборотничество данного типа совершается с целью наказать человека за нанесенную обиду и свести с ним счеты. Типичными примерами подобной мести является превращение в волков неугодных зятьев или парней или мужчин, отвергших любовь ведьмы. Колдунья может отомстить обидчику тем, что оборачивает его по ночам в коня и заезживает его до полусмерти. Сохранилось и немало преданий о том, как обиженный колдун «пускал волками» новобрачных, не пригласивших его на свадьбу, или даже всех участников свадьбы.

    Если невольный оборотень становился жертвой охотника, то он перед смертью кричал человеческим голосом, а охотники, снимая шкуру с убитого волка-оборотня, под ней обнаруживали остатки красного кушака, следы одежды человека или даже его человеческий облик, скрывавшийся под шкурой. Хотя иногда встречаются верования, что колдун превращает свою жертву в волка только на определенный период времени. Когда же срок истекает, тот снова превращается в человека, но его отличительной чертой становятся сросшиеся брови и красные глаза, либо клочок серой шерсти возле сердца. Также по некоторым другим приметам можно было отличить настоящего волка от оборотня: считалось, что оборотень сохраняет человеческое отражение, которое можно заметить в воде, когда он подойдет напиться; кроме того, оборотней можно узнать по строению задних ног – они развернуты коленями вперед, как у человека.

    Каким же образом людей обращали в оборотней против их воли? Действие магических чар «знающих» на жертву достигается разными способами. По поверьям, колдун или ведьма набрасывают на человека звериную шкуру, ленту или пояс («наузу») или бьют своей палкой, сопровождая эти действия заклинаниями.

    Известен и другой прием: скрученный пояс кладут под порог хаты, и вступивший в него становится волколаком. Ведьма, чтобы обернуть жениха и невесту волками, бросает под копыта лошадей клубок пряжи. По некоторым рассказам, колдунья, чтобы навести порчу, перекапывала дорогу, по которой должна была проехать свадьба, небольшим рвом, и когда поезд пересекал это углубление, лошади падали замертво, а люди превращались в диких зверей. Колдун также мог превратить в волчью стаю всю свадебную процессию, бросив первой лошади под ноги рукавицу на волчьем меху.

    И, наконец, последняя категория оборотней, это оборотни от рождения, так же называемые «самопроизвольные» оборотни. Ими обычно считались дети, зачатые родителями в дни, которые, согласно предписаниям традиции, являлись запретными для полового сношения, например, под Пасху. Страдая за грехи родителей, они в урочный час — обычно ночью — непроизвольно превращаются в волков. Это превращение для них очень мучительно и сопровождается сильными стонами. На русском Севере верили, что оборотнями становятся дети, проклятые родителями, или преступники, совершившие страшное злодеяние.

    Предания сохранили немало историй о несчастливых браках таких оборотней, заканчивающихся обычно бедой для их супругов, которые, как правило, ими же и бывают загрызены. Волколаки такого происхождения, как и ведьмы с колдунами, могут находиться в облике волков после смерти, так как у них, кроме души, есть еще «дух», дающий им возможность быть упырями.

    К печальным последствиям могло привести и несоблюдение беременной женщиной некоторых запретов и предписаний. Считалось, что рожденный ребенок может оказаться под воздействием нечистой силы, которая и сообщит ему экстраординарные способности.

     

    Волки-оборотни

    Несмотря на многообразие личин и обликов оборотней, наиболее устойчивый образ оборотня связывается, конечно же, с волком.

    Почему именно волк? Дело в том, что волк у многих народов еще с незапамятных времен был связан с миром магии, и при этом, что характерно, его происхождение связывалось обычно с нечистой силой. Так по одной из легенд, черт слепил волка из глины или вытесал из дерева, но не смог его оживить, и тогда Бог сам вдохнул в волка жизнь. При этом оживленный Богом волк бросился на черта и схватил его за ногу (поэтому черт с тех пор хромает). К тому же волчьи черты иногда прослеживаются в фольклорных портретах чертей и прочей нечисти (волчьи зубы, уши, глаза, хвост, шерсть и так далее). А вообще идея оборотничества приурочивается обычно к тому животному, которое на данной территории представляло особую опасность для человека. Для народов Европы, это был, естественно, волк (для сравнения – в Южной и Восточной Азии встречались тигры-оборотни, в Африке — леопарды-оборотни, в Южной Америке — ягуары-оборотни и так далее).

    Вера в людей-волков, которые назывались волкодлаками, (не путать с вурдалаками!) широко бытовала у славянских народов вплоть до XIX-XX веков. Само слово «волкодлак» образовано из двух частей — общеславянского «волк» и южнославянского «длака», означающего «шерсть, шкура».

    Иногда волкодлаками называли и оборотней вообще, то есть, тех людей, способных принимать вид не только волка, но и собаки, кошки, куста, пня, птицы и так далее. Однако исконно, по-видимому, волкодлак — это, все-таки, волк-оборотень, то есть, человек, способный превращаться только в волка и ни в кого иного. И вот что любопытно: оборотень, даже находясь в зверином обличье, всегда сохраняет человеческие мысли и чувства.

    По народным поверьям, обращение оборотней в волков происходит в особые периоды, когда наиболее всего активна нечисть — на святки, в купальскую ночь, в троицкий период и другие большие праздники. Колдуны и ведьмы, по народному мнению, чаще всего «перекидываются» во время летнего солнцестояния и на зимние святки. Хотя более поздние предания, появившиеся уже при христианстве, свидетельствуют, что оборотни могут превращаться в волков практически в любое время для того, чтобы всячески вредить своим соплеменникам: загрызать скот и людей и наводить порчу.

    Подневольный волк-оборотень отличался от колдуна и тем, что не ел падаль, сырое мясо или другую «нечистую» пищу — он старался добыть себе хлеб и другую человеческую еду, или на худой конец, поджарить добычу, убитую волчьей стаей. Эту особенность поведения объясняли так: съев сырого мяса, заколдованный человек окончательно превратится в волка, поэтому он и стремится раздобыть ту пищу, которая бы сохраняла его связь с миром людей. Иногда в поисках пропитания  волколаки забирались в погреба, и многие крестьяне, заметив убыль припасов, обычно относили подобные кражи на счет невольных оборотней. Тоскуя по человеческой жизни, оборотни нередко приходили под окна родной избы и жалобно выли, желая увидеть своих родных.

    Иногда встречаются верования, что волки-оборотни могут бегать в стае настоящих волков, занимая подчиненное по отношению к ним положение. Однако находясь в обличье зверя, оборотень всегда должен быть осторожен, так как от него пахнет человечиной, и если настоящие звери учуют его, то разорвут.

     

    Шаманы-оборотни

    Широко оборотничество было распространено у шаманов. Шаманы надевали на себя звериный костюм, чтобы обернуться животным на время ритуалов, и главное назначение костюма — способствовать превращению человека в зверя. Объяснение этому можно найти в мифах индейцев тлинкитов, в которых говориться о том, что люди и животные раньше были едины, животные отличались от людей одеждой — шкурой и мехом. В берлогах и норах они снимали их и становились людьми.

    У бурятских шаманов дух-покровитель называется «хубилган», что можно перевести как «метаморфоза», (от хубилху — «изменяться», «приобретать иную форму»), что непосредственно указывает на способности к «перекидыванию».

    Сами духи-помощники или духи-покровители, как правило, предстающие перед шаманом в облике того или иного животного, наделяли его способностью превращаться в него по своему желанию, то ест быть оборотнем. Так шаман, у которого имеется дух-помощник орел, может превращаться в орла. Это явление мы находим у чукотских и эскимосских шаманов (они превращаются в волков).  Лапландские шаманы становятся не только волками, но и медведями, северными оленями и рыбами. Зафиксированы рассказы шаманов, утверждающих, что они могут оборачиваться тиграми.

     

    Страх перед оборотнем и защита от обортня

    Естественно, никто из людей не хотел встречаться с оборотнем. Их боялись, а раз боялись, то придумывали различные средства защиты от них. Так, например, рекомендовалось при встрече с оборотнем ударить его тележной осью или, так называемым «змеиным топором», то есть топором, которым однажды убили змею.

    Если были подозрения, что какая-либо лошадь, на самом деле оборотень, то, чтобы свести магические чары на нет, ее нужно было подковать.

    Но самое главное при борьбе с оборотнями было выяснение его личности. Тут наши предки не мудрствовали, при встречи они старались нанести ему какое-либо увечье, чтобы потом, когда он станет снова человеком, узнать его. Ведь увечье, нанесенное оборотню останется и в его человеческом облике.

    Если приходилось иметь дело с оборотнем, которым стал умерший колдун или другой лихой человек, умерший страшной смертью, то проводился довольно сложный и опасный ритуал для обезвреживания опасного мертвеца. Надлежало разрыть его могилу, перевернуть труп вниз лицом, либо подрезать пяточные сухожилия или проткнуть оборотня между лопаток осиновым колом.

    В других случаях, пока еще покойная ведьма или колдун находились в своем доме, выламывали доску из потолка или вообще разбирали целый угол крыши. Также надежным средством против блужданий «ожившей» ведьмы было прибивание ее тени гвоздем.

    Широко бытовало убеждение, что превратить оборотня обратно в человека мог опытный колдун или знахарь, однако это по плечу только тому магу, который превосходит по силе колдуна, превратившего человека в зверя. Кроме этого, для оборотня-жертвы существовала опасность другого рода: если колдун умрет раньше срока действия заклятия, то человек останется волком на всю жизнь и ему уже никто не сможет помочь.

    Кроме сильных ведьмаков, невольному оборотню мог помочь и обычный человек, только следовало знать особые магические приемы, которые могли бы избавить жертву от звериного обличья.

    С этой целью проводили следующий несложный ритуал. Надо снять с себя пояс, завязать на нем несколько узлов, каждый раз говоря: «Господи, помилуй», а затем опоясать им волкодлака. Другие способы расколдовать оборотня — при встрече назвать его людским именем, накормить благословленной едой, набросить на него человеческую одежду или даже простое полотно.

    Согласно народным представлениям, при обратном превращении волкодлак сохраняет признаки оборотня: он наг, не может говорить по-человечески. Окончательное возвращение оборотня в мир людей происходит после его приобщении к культурным действиям: при надевании одежды, поедании человеческой пищи, мытье в бане, а также при звуке колокольного звона. Нарушение условий обратного превращения грозило тем, что у расколдованного человека мог остаться хвост.

    Обретение человеческого облика могло произойти и само собой по истечении срока заклятия (от 9 дней до года или 3, 7, 9, 12 лет) либо при особых условиях — если волшебный пояс, который колдун набросил на свою жертву, перетрется, лопнет или будет разорван кем-либо.

    © Алексей Корнеев


    Вернуться к статьям раздела