Кто такие сивиллы и пифии

    Кто такие сивиллы и пифии

    Кто такие сивиллы и пифии

    Все, кто, так или иначе, интересуется эзотерикой, а тем более порицаниями и гаданиями, наверняка слышал о легендарных провидицах, известных как сивиллы и пифии. Кем же они были на самом деле? Что в них было настолько уникального, что их пророческие способности стали легендарными?

     

    Кто такие сивиллы

    Сивиллы — это обобщенное название древних пророчниц, вещавших о будущих событиях в экстатическом состоянии. Сивиллы были известны и в Древнем Риме, и к их пророчествам прибегали вплоть до V века н.э. Эти пророчицы проводили много времени в странствиях, так что иногда  непонятно — идет ли речь о разных сивиллах, или об одном или том же лице.

     

    Тайна названия «сивиллы»

    На самом деле первоначально существовала одна Сивилла — троянка, дочь царя Дардана, и ее имя впоследствии стало нарицательным. Кстати, происхождение имени «Sibylla» иногда связывали с искаженным Libyssa, то есть «жительница Ливии».

    В более поздних мифах Сивилла — избранница Аполлона, и в некоторых вариантах эта прорицательница фигурирует под греческим именем Герофила и является дочерью нимфы и пастуха. Она получила от влюбленного в нее божества дар пророчества, испросила у него долголетие, но позабыла вымолить себе вечную молодость. По истечении нескольких столетий Герофила настолько одряхлела, что стала сама желать смерти. Она много странствовала, но в конце концов вернулась в Трою и поселилась в роще Аполлона. Именно она предрекла падение своего родного города, причиной которого будет распря из-за женщины — Елены. Позднее, когда количество сивилл увеличилось до десяти, имя Герофилы нередко переносилось на прорицательниц, происходивших из иных мест — дельфийскую, эритрейскую, делосскую, левийскую, италийскую (киммерийскую) и кумскую сивилл.

     

    Атрибуты сивилл

    Со временем за каждой сивиллой закрепились разнообразные атрибуты, по которым их можно было отличить друг от друга на изображениях. К примеру, сивиллу ливийскую изображали со свечой и факелом, кумскую —  с чашей, египетскую — с кнутом и так далее.

     

    Тайные книги сивилл

    Существовал и неизменный атрибут, свойственный всем сивиллам, — книга с записанными предсказаниями. Об этих книгах существует предание, гласящее, что в VI столетии до н.э.  сивилла из города Кумы предложила Тарквинию I свои пророческие книги — их было всего девять свитков — за неслыханную цену. Это странное предложение не заинтересовало царя, после чего Сивилла сожгла три свитка и оставшиеся вновь предложила Тарквинию за прежнюю цену. Вновь последовал отказ, и пророчица, предав огню еще три книги, в третий раз обратилась к царю, назначив за оставшиеся рукописи все ту же огромную цену. Тарквиний, наконец, догадался, что эти книги непростые и купил их. Таинственные свитки погибли при пожаре в 83 году до н.э., хотя их впоследствии восстановили и хранили вместе с прочими пророческими текстами в храме Юпитера, на Капитолии. К жрецам сивиллиных книг обращались за советом в случае особой опасности для Рима или при туманных и зловещих знамениях. Во время распространения христианства в Западной Римской империи, в 405 году христианский фанатик Стилихон уничтожил все пророчества книги как пережиток язычества.

     

    Кто такая Пифия

    Пифией называлась жрица Дельфийского оракула. Сначала жриц выбирали среди девушек, но после того как один из посетителей оракула, не вынеся знания, дарованного богом, потерял рассудок и похитил одну из них, их заменили женщинами старше 50 лет. Жрицы по своему происхождению обычно были из крестьянской среды.                

    Пифия, после обязательного трехдневного голодания перед пророчеством, должна была принять омовение в горячем храмовом источнике Кассотиды и пожевать несколько листьев лавра, чтобы отогнать неблагоприятные энергии. После этого она садилась на медный треножник (символ бога) над расщелиной и, вдыхая одурманивающие горячие серные пары, входила в транс, приобретая тем самым способность прорицать будущее и отвечать на заранее поставленные вопросы. Восседая на священном треножнике, пифия выслушивала вопрос и, вдохновленная Аполлоном, изрекала ответ, который тут же записывали жрецы. Они оформляли его в виде стихотворных строк, записанных особым размером — гекзаметром.

    Первое время после введения Аполлоном в Дельфы своего оракула посоветоваться с ним позволялось раз в год, позднее —  один раз в месяц. В период наибольшей популярности оракула в храме поток вопросов был настолько велик, что работали по очереди две жрицы, а третья была наготове. Ответы на вопросы о государственных делах стоили в 10 раз дороже, чем на личные. Зимой пророчества не практиковались вообще, и храм для посетителей был закрыт.

     

    © Алексей Корнеев


    Вернуться к статьям раздела