Кто такие друиды

    Кто такие друиды

    Кто такие друиды

    Непосредственное отношение к тайнам будущего имели друиды — жрецы, бывшие и судьями, и наставниками, и лекарями, и прорицателями. Друиды возглавляли многие церемонии, имевшие государственное значение. В частности, у ирландских кельтов существовал особый ритуал — тарбфейс (переводится как «бычий праздник или пир»), связанный с избранием Верховного короля Ирландии. Этим церемониальным действом руководили пять друидов. Один из них должен был отведать сырого мяса жертвенного быка и выпить его крови, а затем погрузиться в сон, а четверо остальных друидов тем временем читали над ним магические заклинания. Во сне первый друид должен был увидеть человека, которому предстояло стать Верховным королем. Считалось, что если друид-прорицатель солжет, боги неминуемо предадут его смерти.

    Друиды поклонялись силам природы, особенно деревьям.

    Друиды полагали, что когда-то деревья обладали гораздо более высоким сознанием и были наделены способностью «думать» и «говорить». Поэтому для получения пророческих ответов друиды обращались к священным деревьям-оракулам — могучим, старым, необычной формы (со скрученными ветвями и корнями, со множественными дуплами) и обязательно с полым внутри стволом.

    Непосредственно с прорицаниями у друидов были связаны следующие деревья:

    ·         орешник — ему поклонялись как дереву мудрости, и в Англии вплоть до XVII века с помощью вилкообразной ореховой ветки искали не только клады и источники воды, но и виновных в убийстве и воровстве.

    ·         ольха — священное дерево Брана Благословенного;

    ·         дуб — в священных рощах самый старый дуб использовали для получения предсказаний;

    ·         рябина — ее ягоды считались пищей богов, а для получения пророчества по сложным и запутанным вопросам друиды выстилали бычьими шкурами круг и огораживали его плетнем из рябиновых веток. Спустя многие века после заката друидизма, рябиновые заросли по-прежнему указывали места, где когда-то находились оракулы;

    ·         бузина — дерево колдовства и смерти;

    ·         тис — одно из пяти магических деревьев Ирландии. Он соотносился с ирландской богиней Банбой, был связан с магией познания и символом колеса жизни, совершающим полный оборот от рождения к смерти. Иногда из тиса друиды делали свои магические посохи.

    Кроме этого сохранились сведения, что друиды использовали тайный алфавит — огам, созданный ирландским божеством красноречия Огмой. Каждая буква этого алфавита была связана со священным деревом, а для предсказаний применяли так называемый коелбрен — деревянные палочки размером в палец, на которых выжигались 20 знаков огама. Наибольшей магической силой обладал огамический набор, сделанный из древесины 20 различных деревьев — каждый коелбрен должен был вырезаться из соответствующей огамическому знаку породы дерева. Валлийские друиды носили магические палочки в кожаных мешках, окрашенных в синий цвет.

    У друидов еще существовали так называемые пальцевые пророчества, опять-таки связанные с магическим алфавитом. Предположительно, каждому пальцу и каждому суставу соответствовала та или иная буква огама и, соответственно, то или иное священное дерево. Считалось, что особой силой прорицания наделен мизинец — вероятно, галльские и британские друиды затыкали себе уши мизинцами, чтобы обрести вдохновение и получить ответ от духов.

    Друиды, подобно жрецам древней Греции и Рима, огромное значение придавали разного рода предзнаменованиям, среди которых наиболее значимыми считались:

    ·         предзнаменования птиц (вспомните гадания по полету птиц у древних греков);

    ·         предзнаменования ветра;

    ·         предзнаменования деревьев;

    ·         предзнаменования туч и облаков;

    ·         предзнаменования животных;

    ·         предзнаменования дождя;

    ·         предзнаменования ручьев;

    ·         предзнаменования камней;

    ·         предзнаменования насекомых;

    ·         предзнаменования бурь и так далее.

    В частности, толкование предзнаменований по форме облаков называлось у друидов нелдцорахт (в переводе — «облако говорит»). Предположительно, оно проводилось следующим образом. На открытой местности собиралась группа из трех жрецов, желавших проникнуть в суть какого-нибудь дела и получить указание свыше относительно его решения. Они обращали свои вопросы к небу, призывая ветры и прося облака явить предзнаменование. Затем друиды пристально всматривались в картины, появлявшиеся среди скоплений облаков и интерпретировали уведенные символы. Ответ считался найденным, если все трое жрецов приходили к единому мнению в толковании ключевого образа.

    В друидических ритуалах, связанных с получением пророчеств, огромную роль играет культ Отсеченной Головы, особенно у континентальных кельтов.

    Исследователи склонны считать, что у древних кельтов символ отсеченной головы занимал то же место, что и крест у христиан. Почему же в кельтских племенах существовал подобный культ?

    Это было связано с тем, что именно голова (а не сердце или что-либо еще) считалась обиталищем души. Кельтские воины в сражениях стремились заполучить особые трофеи — головы знатных врагов, которые затем бальзамировали и вывешивали на крышах домов либо хранили в особых сундучках. Ну а друиды в особо важных случаях прибегали к сложным ритуалам, заставляя «заговорить» головы и черепа — они, скорее всего, были настоящими и некогда принадлежали священным царям или легендарным прорицателям. В частности, без головы, помимо Брана, остался также ирландский бог колодцев Нехтан. Согласно легендам, однажды ночью он вступил в схватку с воином Мак-Кехтом. Нехтана убили, отрезали голову и бросили ее в колодец, а тело столкнули в соседнюю реку. Всякий раз в полнолуние тело Нехтана выходило ночью из реки, чтобы найти свою голову, призывая ее со дна колодца. С давних пор люди приходили к этому колодцу, чтобы послушать, что скажет Голова, и задать ей свои вопросы.

    В более поздние времена зловещие атрибуты — бальзамированные головы или черепа — стали заменять символическими «головами», вырезанными из древесины дуба. Друиды бросали их в заброшенные колодцы в полнолуние, призывая дух Нехтана. Услышав из сруба ответ, произнесенный едва различимым шепотом, духа благодарили щедрым возлиянием красного вина, выливая его прямо в колодец.

    © Святослав Горский


    Вернуться к статьям раздела