Кто такая Вавилонская блудница?

    Кто такая Вавилонская блудница?

    Кто такая Вавилонская блудница?

    В одном из самых распространённых и загадочных текста, пророчествующих о конце света, в Апокалипсисе важную роль отводиться, так называемой Вавилонской блуднице. Что это за фигура? Почему она так важна в предсказании конца света и как она с ним связана?

    Вавилонская блудница конца света — этот образ со времен распространения «Откровения» стал предметом многочисленных богословских толкований и споров. В самом же апокалипсисе ангел, явившийся Иоанну Богослову предлагает ему увидеть «суд над великою блудницею, сидящею на водах многих; с нею блудодействовали цари земные, и вином ее блудодеяния упивались живущие на земле». Далее о ней же: «жена, сидящая на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами. И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее; и на челе ее написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным. Я видел, что жена упоена была кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых, и видя ее, дивился удивлением великим».

    Интересно отметить, что в качестве исторического прообраза блудницы из видения Иоанна, по мнению исследователей, могли выступать жрицы малоазийских храмов, где была широко распространена храмовая проституция.

    Некоторые исследователи предполагают, что конкретным историческим прообразом вавилонской блудницы могла быть императрица Мессалина, третья жена императора Клавдия, внучатая племянница императора Августа. Ее распутство описано Тацитом и Светонием. Мессалина прославилась тем, что по ночам под видом проститутки приходила в один из римских лупанариев, чтобы удовлетворить свою похоть.

    Естественно, с образом блудницы у богословов связываются различные города и империи. Наиболее распространенным толкованием является соответствие образу блудницы Риму или Римской империи. Также существует мнение, что этим городом является Иерусалим или Москва (у старообрядцев).

    И это не лишено смысла, поскольку впервые образ блудницы появляется в Книге пророка Исаии, где, осуждая пороки Иерусалима, пророк восклицает: «Как сделалась блудницею верная столица, исполненная правосудия!» То есть город выступает в роли падшей женщины.

    Но намного более распространенным является другое мнение: Вавилонская блудница представляет собой «город антихристианскаго царства, который может быть назван Вавилоном из-за своего боговраждебного влиянию на другие народы. Это мнение основано на словах Иоанна Богослова: «Жена же, которую ты видел, есть великий город, царствующий над земными царями».

    Более поздние христианские движения стали рассматривать Вавилонскую блудницу как образ отпавшей от веры церкви. В различное время Вавилонской блудницей называли Католическую, Православную или Протестантские церкви.

    © Святослав Горский


    Вернуться к статьям раздела