Кто такая албаста?

    Кто такая албаста?

    Кто такая албаста?

    Если ответить коротко на вопрос, кто такая албаста, то это — женский нечистый дух, связанный с водой. Хотя следует отдельно оговорить, что некоторых традициях в роли албаств может выступать и мужской дух, но подобное встречается очень редко.

    Что бы иметь полное представление о том, кто такая албаста, необходимо уточнить смысл данного названия.  Предположительно имя албасты произошло от сочетания «ал» (считаемого иранским словом, предположительно именование божества) и «басты» (трактуемого как тюркское «надавил» или как «дух», «божество» и родственным русскому «бес»).

    Что бы понять кто такая албаста по сути, достаточно представить ее внешний вид. Это старая нагая женщина скверной наружности. Она, как правило, описывается с большими отвислыми грудями, высокого роста и длинными, достигающими земли космами волос. В некоторых традициях албасту описывали как  имеющую «тело белое, что заячий пух, а ручищи, словно крылья с красным когтем».

    Естественно, ответ на вопрос, кто такая албаста будет неполным, если мы не уточним происхождение этой нечистой силы. А происхождение албасты связанно с, так называемыми, заложными покойниками, то есть с теми, кто умер не своей смертью. Чаще всего это некрещеные дети или дети, проклятые своими родителями, девушки-утопленницы или скончавшиеся до свадьбы.

    Албаста преимущественно живет на болотах, предпочитая густые камыши или сильные топи.

    Так как албаста связана с водой, то ей приписывалось умение насылать дождь, сильный град и даже поднимать ветер. Их считали управляющими дождевыми тучами. В этом случае албасту представляли  в ужасном облике, как женщину огромного роста «величиной от неба до земли», у которой вместо тал была серая масса неясной формы, с косматой головой, оскаленными клыками и очень длинными руками со скрюченными пальцами. При этом она оглушительно хохочет и орет.

    Интересно отметить, чт,о судя по всему, изначально в образе албасты лежит образ богини плодородия, может быть, той же Макоши, известной не только у восточных, но и у западных и южных славян. Впрочем, более вероятна связь албасты с рожаницами, древнейшими небесными богинями, хранительницами живой воды (дождя, вообще небесной влаги) и покровительницами плодородия, связанными с человеческими судьбами.

    Обычно албаста появляется в период ненастья — бури, сильного дождя, ветра, разлива и так далее. В обычные дни они предпочитают находиться вблизи водоемов — озер, рек, болот. Как и русалки албасты любят расчесывать свои длинные волосы, но стоит появиться человеку, так они тут же бросаются в воду.

    По народному убеждению, албасты очень подвижные и резвые, поэтому в некоторых местах верили, что на русальной неделе албасты бегают по лесу, играют, водят хороводы.

    Но не стоит думать, что албаста совершенно безобидный представитель нечистой силы. Нет, албасты также могут сотворить немало зла, например, с помощью чар заманить девушку в темный лес, утащить ее в болото и как русалки, могу до смерти защекотать случайного путника.

    В поверьях албасты выступала обычно как вредоносное существо, насылающее болезни и ночные кошмары, давящее по ночам, причем порой до смерти, иногда пьющее кровь своих жертв, но особенно часто вредящее роженицам и новорожденным.

    Алтайцы и тувинцы верили, что албасты не только просто вредят людям, но также иногда сожительствует с охотниками, вступает с ними в сексуальную связь, что родник их с суккубами. Кстати сказать, за сексуальные отношения, албасты могли приносить удачу. Тоже самое касается и рожениц. В некоторых местах считали, что хоть это и вредные существа, но без них ребенок не может появиться на свет.

    По народному убеждению, албасту можно подчинить человеку, но для этого нужно завладеть каким-либо из принадлежащих ей предметов, часто — ее волосом.

    © Алексей Корнеев


    Вернуться к статьям раздела