Краткая история алхимии 3

    Краткая история алхимии 3

    Краткая история алхимии 3

    Начало китайское алхимии

    Археологи утверждают, что попытки получения золота из других металлов делались в Китае, по-видимому, еще за 300 лет до нашей эры. Алхимия в этой стране развивалась как самостоятельная наука, практически не испытывая какого-либо влияния извне, поэтому восхищает то, как развивалась алхимическая мысль в этой стране, насколько она самобытная и глубокая. А склонность Востока осмысливать все явления природы, породило невероятно экзотичную ив то же время метафизическую науку алхимии, до сих пор поражающую современных исследователей и практиков.

    Алхимия в Древнем Китае зародилась в тот момент, когда у них появилась металлургия, поскольку она изначально считалась занятие сакральным, невзирая на то, что носила прагматичный характер. Даже к плавильным печам китайцы относились с пиететом, называя их судебными инстанциями, так как внутри них совершалось таинство, акт творения, «рождения» металлов. Поэтому строительство печей доверялось исключительно праведникам, людям, прославившимся своей добродетелью.

     

    «Официальное» начало китайской алхимии

    «Официальное» начало китайской алхимии традиционно связывают с начало искусственной добычей киновари, высоко ценившейся всеми слоями населения. Для алхимиков же красный цвет киновари олицетворял собой кровь, энергию жизни, бьющую через край. Кроме того, для алхимиков имел значение и тот факт, что при нагревании из киновари выделялась ртуть, которую в китайской алхимии называли «душой металлов». Также верили, что она обладает самым высоким процентом витальной энергии, поэтому она и являлась одной из важнейших частей пилюли бессмертия

     

    Значение киновари в китайской алхимии

    Киноварь с долголетием связывают и в народных легендах. Так, согласно одной из них, некогда одна из семей в далекой провинции славилась тем, что ее члены жили очень долго. Но когда она переменила место жительства, оказалось, что срок жизни всей семьи резко сократился и стал не больше обыкновенного, в то время, как новые жильцы их дома, наоборот, стали жить долго. Оказалось, что источником такого чудесного свойства была вода в колодце, имеющая красноватый оттенок. И тогда люди вспомнили, что некогда на этом месте было большое захоронение киновари. Она-то и способствовала долголетию.

     

    Китайская алхимия и бессмертие

    Основной, и практические единственной, целью китайских алхимиков был поиск эликсира бессмертия (с которым, в какой-то степени, связан культ восьми бессмертных), а трансмутация неблагородных металлов в золото рассматривалась китайскими алхимиками, как некий побочный продукт алхимических занятий, либо как вообще аллегория внутренней работы над собой. Причем под бессмертием понималось не какое-то абстрактное бессмертие души, а вполне конкретное физическое бессмертие, то есть бесконечная жизнь в теле. Китайская культура вообще отличается практичностью, поэтому все своим «достижения» направляла на конкретную практическую пользу.

     

    Основа китайской алхимии

    В основе китайской алхимии лежит традиционная для Китая философия — мир состоит из взаимодействия двух начал инь и ян, их проявления через пять элементов (у-син), а так же базовые принципы багуа и свойства гексаграмм «Книги перемен» (И-цзин).

    Китайские алхимики считали, что когда-то во вселенной все было единым. Затем произошло разделение на два начала инь и ян, которые традиционно иллюстрируются кругом, образованным двумя запятыми (черной и белой) в центре которого находится точка, противоположная цвету запятой. Круг — это символ Вселенной, черная запятая — означает инь (Земля), а белая — ян (Небо). Точка внутри каждой из них указывает на динамику, то есть на зарождения, ян внутри инь, а инь внутри ян. И, наконец, изогнутая линия, образовываемая их формой, символизирует плавный переход от одной противоположности к другой.

    Инь — это вода, внутреннее, глубокое, долгое, женское и так далее. А ян — это огонь, внешнее, поверхностное, кратковременное, мужское и прочее.

    При этом нужно понимать, что два этих начала не враждебны друг к другу. Вместе они наполняют собой все сущее — инь не может существовать без ян, а ян — без инь. Когда инь достигает своей кульминации, она переходит в свою противоположность — ян, и наоборот, достигнув своего пика, ян превращается в инь. Это говорит о том, что в каждом ян присутствует инь, а в каждой инь — ян. Также следует понимать, что эти две силы все время находятся в динамическом состоянии, а не пребывают в неком «замороженном» виде. Они постоянно сменяют друг друга.

    Что касается теории у-син, то она говорит о пяти первоэлементах (земля, вода, огонь, металл, дерево), которые представляют собой пять состояний проявления энергии вселенной, описываемые следующим образом. Вначале энергия находится в крайней степени спокойствия и сосредоточения, символизируемого водой, поскольку она, если ее не беспокоить стремится к предельной неподвижности. Но, сконцентрированная в одной точке, она через время достигает критической массы, взрывается и начинает расширяться. Эту стадию называют «дерево» (по представлениям китайцев деревья после долгого периода зимнего покоя «взрываются действием»). Третья фаза, олицетворяемая огнем, наступает, когда энергия стабилизируется, то есть процесс высвобождения энергии приобретает равномерные и поступательные свойства (медленное горение). Но рано или поздно и она начинает идти на убыль, тогда наступает четвертая фаза, называемая фазой «металла». И, наконец, последняя стадия, именуемая стадией «земли», характеризуется равновесием всех остальных четырех фаз.

    Китайские алхимики выделяли три типа цикличных связей между этими пятью первоэлементами:

     

    ·        Цикл созидания — Вода питает Дерево, Дерево кормит Огонь, Огонь согревает Землю, Земля порождает Металл, Металл, оплавляясь, превращается в жидкость (Воду), Вода питает дерево…

    ·        Цикл разрушения — Земля засыпает Воду, Вода гасит Огонь, Огонь плавит Металл, Металл рубит Дерево, Дерево истощает Землю, Земля засыпает Воду…

    ·        Цикл нейтрализации — Дерево абсорбирует (вбирает) и удерживает Воду, не давая ей оказать разрушительное влияние на Огонь. Огонь, испепеляя Дерево, не дает ему возможности истощить Землю. Земля сдерживает Огонь, не давая ему расплавить Металл. Металл не дает Земле засыпать Воду. Вода препятствует Металлу уничтожить Дерево. Дерево удерживает Воду, не давая ей разрушить Огонь…

     

    Эти принципы легки в основу как внешней, так и внутренней китайской алхимии. Согласно им алхимик выстраивал цепь своих экспериментов с физическими веществами и работал с энергиями внутри тела.

    Также практика китайской внутренней алхимии опиралась на представления о циркуляции энергии по тонким каналам, расположенным внутри человеческого тела. По китайский они назывались «цзин-ло», что образовано из двух других слов: «цзин-май» — главные меридианы и «ло-май» — побочные сосуды.

    Энергетические меридианы — это магистрали, вдоль которых находятся биологически активные точки, воздействие на которые используется в китайской медицине и боевых искусствах. Всего насчитывается 12 постоянных меридианов (меридиан легких, толстой кишки, желудка, селезенки и поджелудочной железы, сердца, тонкой кишки, мочевого пузыря, почек, перикарда, тройного обогревателя, желчного пузыря и печени) и 2 дополнительных (заднесрединный и переднесрединный) меридиана. С ними, в первую очередь, алхимик и работает.

     Кроме основных меридианов, существуют непостоянные меридианы, образующиеся при патологии или при нарушении циркуляции энергии одновременно в нескольких постоянных меридианах. Они называются экстраординарными, или чудесными, меридианами.

     

    Китайская алхимия и сексуальная энергия

    Самым главным «средством» достижения бессмертия в практике внутренней алхимии являлись техники трансформации сексуальной энергии. Именно она вызывала необходимый алхимический процесс в теле, после которого вся природа «неблагородного» тела становилась совершенной. Как составные части сексуальной методики выступали дыхательные техники и медитация.

    Практика внутренней алхимии говорила о трех полях киновари — о трех дань-тянях, иногда еще называемых котлами, в которых алхимик выплавлял внутреннюю золотую пилюлю. Это были — нижний, средний и верхний дань-тянь.

     

    ·        Нижний дань-тянь — расположен на три пальца ниже пупка и на три пальца вглубь. Когда этот дань-тянь силен, усвоение энергии происходит легко, эмоции и переживания легко трансформируются, образуется много сексуальной энергии, где она и находится до момента «востребования».

    ·        Средний дань-тянь — находится на уровне солнечного сплетения. Здесь сексуальная энергия из нижнего дань-тяня очищается алхимическим путем.

    ·        Верхний дань-тянь — расположен в центре головы. Это «духовный» дань-тянь, тут энергия из нижнего дань-тяня, полностью очищенная, трансформируется в энергию духа.

     

    Суть сексуальной техники заключалась в остановке эякуляции в последний момент полового акта и перемещение семени в высшие центры, а также собирании сущности партнера. Таким образом, алхимик собирал во внутреннем котле (дань-тяне) инь и ян, сливая их в единую субстанцию, являющуюся основой эликсира бессмертия.

    Считалось, что одно только обращение вспять семяизвержения, способно привести к долголетию и омоложению всего организма. Но осуществление контроля над сексуальной энергией не возможно без овладения специальными дыхательными практиками, похожими на индийскую пранаяму. Особое внимание в них уделяется задержки дыхания. И, конечно же, одной из важнейших составляющих таких практик является медитация.

    В целом, китайская алхимия представляет собой уникальное явление, а ее внутренняя школа сейчас переживает истинное возрождение, особенно в западных странах, где ее элементы активно используют как в боевых искусствах, так в целительстве и некоторых эзотерических практиках.

     

    Трактаты китайских алхимиков

    Самый ранний из известных нам письменных источников по китайской алхимии является трактат «Цань тун чжи» («О единении триады» другой вариант перевода — «Книга о трех подобиях»), датируемый приблизительно вторым веком и приписываемый алхимику Вей Бай-яну (142 год). В нем речь идет о способах достижения бессмертия посредством употребления пилюль, приготовленных алхимическим путем.

    Еще одним известным трактатом по алхимии в Китае является произведение Ко Хунга, в которой единственным путем к достижению бессмертия также провозглашается прием эликсира жизни. В книге дается множество рецептов его получения. Тут же уделяется много внимания и практике внутренней алхимии, в частности специальным дыхательным упражнениям и техникам трансформации сексуальной энергии.

    Также Ко Хунг приводит несколько алхимических рецептов по созданию золота (причем рассматривается и создание, так называемого, питьевого золота, то есть золота, употребляемого человеком внутрь в качестве эликсира бессмертия), обретению сверхнормальных способностей (левитация, воскрешение мертвых и так далее).

     

    © Алексей Корнеев


    Вернуться к статьям раздела