Краткая история алхимии 1

    Краткая история алхимии 1

    Краткая история алхимии 1

    Алхимия – одна из самых таинственных и глубоко символичных оккультных наук, известная практически во всем мире. Сложно себе представить эзотерику, особенно ее практическую часть, без алхимических аллегорий и сравнений. Особенно важную роль на формирования мистических взглядов многих людей и адептов тайных наук алхимия сыграла в Западном мире. Поэтому для того, чтобы глубоко и правильно воспринимать многие оккультные принципы западной метафизики и магии, необходимо хотя бы вкратце знать историю развития алхимии.

     

    «Протоалхимия»: метафизическое, историческое и материальное начало

    Относительно «начала» алхимии существуют различные точки зрения, и самая традиционная из них указывает на то, что алхимия зародилась в тот период, когда человек научился работать с металлами. Именно тогда древние люди стали задумывать о процессе изменения в материальной природе. Но это, конечно же, еще не была алхимия в том виде, который мы знаем сейчас.

    Существует и точка зрения, что человечество получило первые базовые алхимические знания в готовом виде. Тут рассматриваются, как правило, такие варианты как дар Богов, переданный пророкам и первым жрецам, свод знаний невероятно древних цивилизаций, предшествующих нашей, например, легендарные Атлантида или Лемурия и даже такие версии – как инопланетяне.

    Но, если смотреть вглубь истории, то, собственно говоря, зарождение Вселенной, как таковой и есть алхимическое Великое Деланье и развитие жизни, сама жизнь, все сущее представляет собой бесконечный процесс преобразования, то есть алхимию в чистом виде. Таким образом, на метафизическом уровне, у алхимии нет начало, а есть «наличие», иными словами, алхимия – это все, что нас окружает. Поэтому все остальные алхимические разработки, как внутренних школ алхимии, так и внешних, представляют собой лишь попытки познания и адаптации той Великой Алхимии, которая и есть сама жизнь.

     

    Алхимия в Древнем Египте

    Древний Египет считается не только колыбелью магии, но и алхимии, по крайней мерее, в ее западном понимании. Хотя, конечно же, это вопрос спорный, поскольку на звание «колыбели алхимии» претендует и древний арабский мир, с не меньшим правом, чем Египет.

    Тем не менее, одними из первых дошедших до нас алхимических текстов, сохранены на папирусах, датируемых последней эпохой египетской цивилизации. Безусловно, тот факт, что мы не находим трактаты, датируемые более ранним период, ни в коей мере не должно служить поводом для предположения, что раньше об алхимии не было ничего известно. Это не так. Во-первых, необходимо помнить, что алхимия изначально была искусством для избранных, сакральной наукой жрецов, а потому хранилась в тайне и ее секреты передавались только от ученика к ученику. А, во-вторых, не стоит сбрасывать со счетов и такую «простую» причину, как недолговечность материала, пожары и так далее и тому подобное. Очень много древних текстов было уничтожено противниками алхимии.

    Изначально в Египте алхимия не выделялась как самостоятельная дисциплина, а являлась часть. Огромного эзотерического свода, свято оберегаемого жрецами от профанов. Вообще синкретизм достаточно характерное явление для древнего мира, рассматривающего все проявления природы и феноменального мира как едино целое. В основе любой оккультной системы изначально во главе угла стояло единство и подобие макрокосмоса и микрокосмоса.

    Более-менее самостоятельной алхимия становится на рубеже 2 и 3 веков нашей эры, хотя этапы ее становления начались значительно раньше. Уже в Александрии в период 100-300 годов нашей эры она приобрела большую популярность, причем настолько, что египетский алхимик Зосима написал об этой науке энциклопедию, состоящую из двадцати восьми томов, охватывающих практически все известное на тот период в этой области эзотерического знания.

     

    Алхимия и Александрийская школа

    В Древнем Египте занятия алхимией была привилегией жрецов, поэтому она развивалась в основном при храмах, где тщательно и оберегалась от профанов. Ситуация изменилась только с появлением Александрийской школы, в которой находилась крупнейшая на тот период, если не самая большая, библиотека античных рукописей (около 700 000 томов), часть из которых была посвящена алхимии. Но, как известно, практически вся александрийская библиотека погибла при пожаре.

    Также в Александрийской школе имелась прекрасная алхимическая лаборатория, размещавшаяся в главном здании академии — храме Сераписа.

    Именно в Александрийской школе была соединена воедино теория античной натурфилософии и практические знания. Здесь тщательно изучались металлы и разрабатывалась символика их астрологического соответствия.

    К числу важных практических достижений Александрийских алхимиков следует отнести открытие явления амальгамирования металлов, усовершенствование способа извлечения золота и серебра из руд, для чего широко применялась ртуть, получаемая из киновари или каломели. А также метод очистки золота купелированием (нагреванием руды со свинцом и селитрой).

    К сожалению, с распространением христианства алхимия на этой территории пришла упадок, так как на нее начались гонения, ибо она считалась дьявольской и языческой наукой. Были казнены многие алхимики, а их труды уничтожены. Сама же Александрийская школа неоднократно подвергались разгромам фанатиками-христианами. В 385-415 гг. были разрушены многие здания, и храм Сераписа, где находились алхимические лаборатории.

    Формально Александрийская академия прекратила свое существование после завоевания Египта арабами  в 640 г. Однако научные и культурные традиции греческой школы на Востоке сохраняются – поначалу в Византийской империи, а затем их перенимает арабский мир.

     

    Алхимик Болос Демокритос из Менде

    Одним из выдающихся представителей александрийской алхимической школы является Болос Демокритос из Менде, известный также как Псевдо-Демокрит. Он оставил после себя трактат «Физика и мистика», состоящий из четырех частей, посвященных металлам и минералам. В ней также впервые прозвучала идея трансмутации металлов, в первую очередь свинца и железа, в золото. В этой же работе приводится описания способов изготовления сплавов, подобных благородным металлам, в частности, приготовление латуни – желтого сплава меди с цинком, напоминающего золото.

     

    Арабская алхимия – «свое» или «заимствованное»

    Мнения о том, как появилась алхимия в арабском мире, у исследователей расходится. Одни считают, что алхимия появилась тут как самостоятельная наука, а другие предполагают, что она стала плодом Греко-египетского влияния.

    В принципе, это не важно, особенно, если учесть что, завоевывая различные народы, арабы ассимилировали их культуру и, вполне возможно, алхимия стала плодом как собственных разработок, так и заимствований из других источников. В результате мы и имеем арабскую алхимию, оказавшую огромное влияние на весь европейский оккультизм. Таким образом, арабский мир стал огромным горнилом, в котором в единое цело было переплавлено знание древних. Недаром, как уже упоминалось выше, термин алхимия, имеет явное арабское происхождение.

     

    Выдающиеся арабские алхимики

    Первым арабским алхимиком традиционно называют Калида ибн Азида — принца династии Омейядов (около 660—704 гг.).  Это был в высшей степени образованный человек, занимавшийся трансмутацией металлов и приготовлением искусственного золота. Желания распространять алхимию, он способствовал переводам известных алхимических трактатов с греческого и латинского языков на арабский.

    Другим прославленным алхимиком, известным не только в арабском мире, но и в Европе был Гебер (Джабир ибн Хайян), живший приблизительно в конце восьмого века. Он оставил после себя серьезный труд по алхимии «Summa Perfectlonis», ставший впоследствии настольной книгой многих алхимиков. Ему алхимики также обязаны разработкой таких алхимических операций как кристаллизация, возгонка, растворение, обжиг и так далее.

    Кроме того, Гебер, разработал ртутно-серную теорию происхождения металлов, которая составила теоретическую основу алхимии на несколько последующих столетий.

    Учеником Гебера был не менее выдающийся алхимик, которого Европа знала под именем Разес (аль-Рази), живший в период между 865-925 годом в Багдаде. Кроме алхимии он занимался и медициной, что впоследствии станет типичным и для западных алхимиков. Его перу приписывается 200 естественнонаучных, медицинских и философских трудов, оказавших существенное влияние на арабскую науку.

    Последним крупным алхимиком арабского периода считается Ал Джилдаки, живший в первой половине XIV века. Он написал ряд сочинений, суммирующих труды его предшественников. После него интерес к алхимии стал понемногу угасать.

     

    Алхимический центр арабского мира

    Одним из серьезных научных центров, где, наряду с другими науками, изучалась и алхимия, был Кордовский центр. Здесь имелась богатейшая библиотека, составленная из арабских, греческих и латинских рукописей по различным областям знания. Подобные учреждения были организованы и в других крупных городах Испании — Гренаде, Севилье и Толедо. В них, кроме изучения алхимии, также переводились рукописные алхимические трактаты, как арабских авторов, так и греческих.

     

    Особенности арабской алхимической традиции

    К особенностям арабской алхимии следует отнести ее тесную взаимосвязь с медициной, которая была высоко развита (в частности, в Багдаде ещё в VIII веке появилась первая государственная аптека). Недаром практически все выдающиеся алхимики арабского периода, так же являлись прекрасными целителями и врачами, как, например, Авиценна или Аль-Рази.

    Другой особенностью арабской алхимии является тщательное отношение к описанию эксперимента и стремлению к максимальной точности в своих экспериментах. Поэтому уже такие алхимики как Абу-ар-Райхан Мухаммед ибн Ахмед Ал-Бируни и Абд ар-Рахман Хазини приводят в своих трудах величины плотностей металлов, отличающиеся от современных значений менее чем на один процент!

    Арабские алхимики внесли много нового в комплекс теоретических и практических знаний по алхимии. В период XI—XIV веков появилось довольно много алхимических сочинений на арабском языке, как именитых алхимиков, так и анонимных трактатов, чье авторство не установлено до сих пор. Тем не менее, большая их часть была переведена на латинский язык и со временем проникла в Европу, где как раз начинался «алхимический бум».

    В целом, арабский алхимический период можно охарактеризовать как этапный, поскольку он вывел алхимию на новый уровень. Арабские алхимики расширили круг химических сведений, ввели в практику ремесленного производства и в лабораторный обиход много новых веществ, разработали методы получения и обработки различных материалов и химикалий и описали их в своих сочинениях. В теоретическом отношении они также пошли несколько дальше своих предшественников, дав, например, наряду с учением Аристотеля об элементах-качествах теорию состава металлов из ртути и серы и разработав первую классификацию веществ. Также важнейшей заслугой арабских алхимиков стало создание рациональной фармации, развившей традиции античной медицины.

    Алхимия арабского периода исторически оказалась промежуточным звеном между химией древнего мира и позднейшей западноевропейской алхимией. 

     

    © Алексей Корнеев


    Вернуться к статьям раздела