Краткая история алхимии 2

    Краткая история алхимии 2

    Краткая история алхимии 2

    Древнеиндийская алхимия

    Индийским аналогом термина, обозначающего алхимию, в индии было слово «раса» (rasa), что в переводе с санскрита означает «сок» или «ртуть». Первые «официальные» упоминания об этой науке мы находим в «Сарва-даршана-самграха», где упоминается расесвара-даршана (меркуриевая наука). В ней говорится о том, что «Меркурий прямо ведет — через сохранение тела — к высшей цели, освобождению». А для этого необходимо обрести «славное» (в тантрической традиции «алмазное») тело, путем усердной практики, причем в первую очередь психофизического толка, то есть, включающие в себя дыхательные упражнения, медитации и техники контроля и сублимации сексуальной энергии.

     

    Влияния на алхимическую традицию древней Индии

    Если говорить о чужеземном влиянии на индийскую алхимию, особенно со стороны арабов, то здесь в сущности, ничего слишком важного не произошло. Так как к моменту проникновения их на территорию Индии, там уже сложилась достаточно мощная и своеобразная алхимическая традиция, вполне самодостаточна. Буддийские памятники сохранили свидетельства того, что алхимию хорошо знали и практиковали в Индии задолго до начала какого бы то ни было влияния извне.

    Некоторые исследователи утверждают, что только благодаря исламскому влиянию, Индия узнала ртуть. Но это не так. Ртуть известна в Индии еще с IV века. И подтверждением тому самый древний санскритский трактат по медицине, известный как «Манускрипт Бауэра», в котором упоминается ртуть и речь идет о том, как прожить тысячу лет. Кроме того, ртуть играла важную роль в тантризма (в некоторых тантрических трактатах ртуть называется «производящим принципом» и даже даются советы, как изготовить из него лингам. Регионы же, где тантризм достиг наибольшего рассвета и практиковался значительно долгий период, менее всего подверглись влиянию ислама. Кроме того, в «Кубжика-тантре», чья аутентичность не вызывает никаких сомнений, Шива упоминает о ртути, которая будучи «закрепленной» шесть раз, принесет йогу не малую пользу. Причем в данном случае речь идет не только о символической ртути, но и о вполне конкретном алхимическом (лабораторном) рецепте, частности «закрепление» означает кальцинирование ртути, известное и в европейской алхимии под названием «фиксация» или «коагуляция».

     

    Алхимия, йога и тантра

    Алхимия была весьма популярной наукой в среде мистически настроенных индийцев, как правило, приверженцев какой-либо формы тантризма. И одной из ее особенностей является прием алхимических препаратов вовнутрь, что характерно только для еще одной страны — Китай. В «Суварна-тантре» говорится, что, например, прием ртути, обработанной особым образом, делает человека бессмертным, исцеляет его от всех болезней и избавляет от множества грехов предыдущих жизней.

    Известный путешественник Марко Поло, посетив Индию, писал, что встретил там йогов, чей возраст был более двухсот лет. А на вопрос, как же они умудрились так долго прожить, они ответили, что обязаны своим долголетие микстуре, сделанной из серы и меркурия, которую они пьют два раза в месяц. Другой исследователь, Франсуа Бернье, также рассказывал о кочующих йогах-аскетах: «они умеют делать золото и столь искусно приготовлять ртуть, что 1-2 пилюли, принимаемые по утрам, возвращают телу отменное здоровье и укрепляют желудок, так что он может переварить что угодно».

     

     

    Цели древнеиндийской алхимии

    Главной целью своей науки индийские алхимики считали в первую очередь продление жизни и получения разнообразных сиддх (сверхспособностей) и только потом уже, обеспечение себя материальными ценностями в виде золота. Это связанно с тем, что те, кто практиковал алхимию в рамках какой-либо эзотерической системы, уже отказывались от всего мирского, мир, где все решают деньги, был для них неприемлем, поэтому золото, как таковое, их не интересовало. Главное — достигнуть бессмертия, причем в некоторых случаях речь идет о конкретном физическом бессмертии, а в других — о бессмертии души, освобожденной от цепей сансары. Именно этим и объясняется такая тесная связь между йогическими техниками, лежащими в основе Тантры, и самой алхимией. Поэтому самые выдающиеся индийские алхимики — это всегда йоги, аскеты, тантрики. Например, среди восьмидесяти четыре сиддх (тантрических магов), многие, так или иначе, имели отношения к алхимии: Карнари получает эликсир жизни из урины и умеет превращать медь в серебро, а серебро в золото, Капари ведома тинктура, с помощью которой получают золото и так далее. В тексте «Расаратнасамуччая» мы встречаем определение алхимика. Это тот, кто «любит истину, кто победил соблазны, кто поклоняется богам, кто в совершенстве владеет собой, кто научился жить в соответствии с особой диетой и особым режимом, — только тот может заниматься алхимическими операциями». Все выдвигаемые требования, указывают на то, что алхимия в Индии не мыслилась без внутреннего совершенствования и являлась, в первую очередь, практикой внутренней, для которой внешние элементы были только вспомогательными средствами достижения поставленной цели — освобождения от оков иллюзорного мира и достижения бессмертия.

     

    Алхимическая символика в древней Индии

    Алхимическая символика в той или иной степени уже встречается в восьмом веке до нашей эры в «Шатапатха брахмане» (8 век до нашей эры) встречается алхимическая символика. Позднее, в каждом из знаменитых и классических трактатов индийских мудрецов, так или иначе, появляются эти символы — «Шива-самхита», «Гхеранда-самхита», «Хатха йога прадипика» и так далее. Например, в «Шива-самхите» мы читаем, что йог может превратить в золото любой обыкновенный металл. Для этого ему достаточно натереть его своими экскрементами или мочой. 

     

    Алхимия и медицина в древней Индии

    Как и во многих культурах, алхимия в Индии стала неотъемлемой частью медицины,  которой активно применялись металлосодержащие препараты. Кроме того, алхимия стала и частью Аюрведа, где ее принципы использовались для получения лекарств, и специальных составов для омоложения.

     

    © Алексей Корнеев




    [1]               Связь ртути с Шивой также прослеживается и в тексте «Махешвары», где она называется харабиджой, что буквально означает — «семя Шивы».

     


    Вернуться к статьям раздела