Храмовые оракулы в Древнем Китае

    Храмовые оракулы в Древнем Китае

    Храмовые оракулы в Древнем Китае

    Практически во всех мировых традициях боги называются всеведущими, и Китай в этом отношении не был исключением. Именно поэтому множество вопрошающих обращалось со своими вопросами к небожителям. Изначально любой человек мог направить «письмо» выбранному божеству, но довольно быстро эта прерогатива закрепилась за храмовыми служителями. Таким образом, земные обители богов часто являлись местом, где люди узнавали их волю и получали указания относительно своего будущего.

    Обращаясь в храм, проситель соблюдал множество ритуальных предписаний и совершал поклонение божеству — зажигал связку курительных палочек и свечи, причем обязательно по две — одну или две пары. Для получения особенно важных предсказаний поклонение богам сопровождалось жертвоприношениями: духам подносили свинину, цыплят и рыбу, чай и вино, сладости и фрукты. По традиции считалось, что духи поглощают «духовный экстракт» жертвенной пищи, а человек — ее материальную основу. Иногда жертвоприношения дополнялись обрядами, демонстрирующими благочестие человека, который желал получить пророчество — например, следовало выпустить на волю какое-нибудь животное или пойманную рыбу. Выполнив все предписания, проситель теперь мог обратиться в святилище, чтобы получить послание свыше.

    Во всех крупных храмах Китая имелись священные книги с изречениями божеств. Эти тексты передавались через служителей, в которых вселялось то или иное божество. Слова, произносимые в состоянии «божественной одержимости», записывались скорописью, а затем эти изречения истолковывались и заносились в священные книги. Каждому изречению присваивался определенный номер, и по их числу заготавливались ритуальные бамбуковые палочки с соответствующими иероглифами.

    Посетитель храма, желавший получить пророчество, опускался перед статуей божества на колени и тряс бамбуковый стакан с гадательными палочками (обычно их было сто) до тех пор, пока одна из них не выскальзывала на землю. Номер выпавшей палочки показывали богу. Чтобы удостовериться, что бог одобрил выбор, использовали бэи — половинки ствола бамбука, разрезанного вдоль. Каждая из них имела плоскую и полусферическую сторону. Если выпадал утвердительный ответ — половинки, брошенные на землю, падали разными сторонами вверх, — то гадавший обращался к тексту изречения, который соответствовал номеру выпавшей палочки. Это изречение и считалось прорицанием божества. Гадание с помощью пластинок бэи иногда предваряло основной ритуал вопрошания, когда требовалось получить однозначные ответы (да-нет).

    © Святослав Горский.


    Вернуться к статьям раздела