Карма «хорошая» и «плохая»

    Карма «хорошая» и «плохая»

    Карма «хорошая» и «плохая»

    Продолжая освещение философского, религиозного и эзотерического понятия «кармы», мы затронем вопрос о том, действительно ли существует так называемая «хорошая» карма и «плохая», в чем между ними разница и какое место такое разграничение кармы занимает в духовной практике.

     

    Действительно ли «хорошее» — хорошо, а «плохое» — плохо?

    В отношении кармы существует теория, согласно которой есть «плохая» карма и «хорошая». Так ли это?

    С одной стороны – да, действительно, мы можем сказать, что есть положительная карма, создающая более благоприятные условия для жизни человека (богатство, успех) и негативная карма, усложняющая жизнь человека посредством страданий, бедности, болезней и так далее.

    Но с другой стороны, нередко оказывается, что именно «плохая» карма дает человеку больше возможностей измениться, раскрыть свои лучшие качества, укрепить дух и достичь просветления.

    Таким образом «хорошая» и «плохая» карма – всего лишь условности, зависящие от того, под каким ракурсом мы их рассматриваем.

     

    Карму можно изменить

    Карма не является фаталистической и предопределенной, человек всегда может ее изменить. Поскольку все во Вселенной взаимозависимо, то, как мы действуем и думаем, определяет наше будущее. Нет ситуации, которую невозможно изменить какой безнадежной или ужасной бы она ни казалась. Святые всех религий и мистических школ утверждают, что искреннее раскаяние и серьезная духовная работа способны изменить последствия даже самого страшного и жестокого преступления.

     

    Два подхода к карме

    Раз карма может быть изменена, то человек в состоянии управлять своим будущим. И вот тут кроется кардинальное различие многих мистических систем, именно через этот момент проходит граница между учениями освобождения и учениями «примирения». В первом случае адепт стремится освободиться от любого вида кармы — и «хорошей», и «плохой», чтобы стать абсолютно свободным и выйти из круговерти страданий (сансары). Во втором же случае все усилия направлены только на то, чтобы получить «тепленькое место» в этой жизни или последующей (или вообще «где-то там» — например, в раю или Чистой Земле).

     

    Избавление от отрицательной кармы

    В Тибете говорят: «Отрицательные действия имеют одно хорошее качество: их можно очистить». Так что надежда есть всегда. Убийцы и преступники тоже могут измениться и преодолеть причины, приведшие их к совершению преступлений, и последствия самих преступлений. Конечно же, для этого придется изрядно потрудиться и, может быть, результат будет достигнут лишь через несколько перерождений, но, тем не менее, даже они не лишены возможности очистить свою карму. И примеров тому масса: взять хотя бы апостола Павла, бывшего в начале своей жизни не только ярым противником зарождающегося духовного учения, впоследствии ставшего известным миру как христианство, но и соучастником убийства. Апостол Павел был воспитан в строгой фарисейской традиции, и преданность консервативному иудаизму внушила ему ненависть к первым христианам. В молодые годы он участвовал в убийстве диакона Стефана, забитого камнями, а также в арестах христиан в Иерусалиме.

    Известный буддийский святой, йог, поэт и духовный учитель Миларепа в молодости учился на чародея и, желая отомстить обидчикам, погубил с помощью черной магии множество людей. И все же его раскаяние, невзгоды и испытания, пройденные во имя искупления своей негативной кармы, позволили ему очистить все прошлые отрицательные действия и достигнуть просветления.

     

    Еще раз об относительности «хорошей» и «плохой» кармы

    Одни эзотерические школы утверждают, что если в этой жизни человек проявляет недюжинные музыкальные способности — сходу осваивает незнакомый музыкальный инструмент, сочиняет великолепные композиции, значит, в прошлой жизни он уже был музыкантом.

    Но с другой стороны, музыкант не обязательно в следующей жизни вновь станет музыкантом. Все будет зависеть от того, какую кармическую задачу ему нужно будет решить. Поэтому может статься, что даже Моцарт в будущей реинкарнации родится сапожником, а не Ростроповичем.

     

    Выводы

    Итак, на самом деле понятия «положительной» и «отрицательной» кармы весьма условны, и задача истинного духовного пилигрима, практика, йога, мистика — выйти из тисков любой кармы, научиться жить так, чтобы гармонично сосуществовать со всем мирозданием. А для этого необходимо полностью избавиться от эго – как самой главной причины появления равно как «хорошей», так и «плохой» кармы. Сливаясь с процессом бытия осознанно и гармонично, человек выходит из-под воздействия всех видов кармы, он становится истинно свободным.

     

    © Алексей Корнеев


    Вернуться к статьям раздела