Как гадали в Древнем Китае

    Как гадали в Древнем Китае

    Как гадали в Древнем Китае

    Общение с духами как способ обретения тайных знаний о будущем появилось в Китае в глубокой древности. В литературных сборниках, принадлежащих различным эпохам, сохранилось большое количество предсказаний, полученных от духов. К этим сущностям обращались как профессиональные прорицатели, так и ученые люди, чтобы расспросить их о будущем, о том, как им поступить в той или иной ситуации.

    Для ритуалов, связанных с получением пророчеств, очень часто применялись предметы, изготовленные из персикового дерева. Персик — священное дерево в Китае, связанное с богиней бессмертия Си-ванму. Плоды из ее садов бессмертия, созревавшие раз в три тысячи лет, даровали вечную жизнь тем, кто их отведает. Магические свойства приписывались всему персиковому дереву — и цветам, и плодам, и древесине. Изготовленные из нее дощечки, карандаши и даже кинжалы гадатели использовали во время ритуалов, чтобы обезопасить себя, если вызванный дух окажется враждебным. Все предметы, соприкасавшиеся с потусторонним миром, окружались большим почтением: прорицатели хранили их в футлярах из красного шелка и помещали на домашнем алтаре.

    Обязательной частью ритуального действия были жертвоприношения богам и духам, и практически повсеместно в этом качестве использовались благовония и сжигание бумажных жертвенных денег. Существовали так называемые «золотые» деньги, изготовлявшиеся из желтой бумаги и предназначавшиеся для богов и душ предков, и деньги «серебряные», из некрашеной бумаги, сжигавшиеся в качестве подношения неупокоенным душам. Первые полагалось сжигать в очаге или печи, вторые — на открытом воздухе прямо на земле.

    Самым популярным в Китае способом получения пророчества было толкование знаков на песке, оставленных духом, вызывавшимся во время ритуала. Все участники церемонии обязаны были пройти ритуальное очищение. В помещении, где собирались проводить гадание, ставили бок о бок два длинных стола. Один из них служил алтарем: на него помещали вино, фрукты и сладости. Второй стол посыпали мелким красноватым песком, который тщательно разглаживали — именно на него «дух» наносил свои письмена «магическим карандашом». Этот предмет вырезали из веточки, растущей на восточной или юго-восточной стороне персикового дерева; на коре дерева, с западной стороны, вырезали иероглиф со значением «заоблачный дух», а под ним — «чудесное откровение о небесных тайнах». Иногда «карандашу» придавали вид рогатины, длиной около 50 см. Прорицатель приказывал веточке, чтобы она давала только ясные и точные сообщения. «Магический карандаш» окрашивали в красный цвет и иногда украшали изысканной резьбой.

    Завершив все приготовления до наступления ночи, руководитель ритуала записывал на бумажной карточке молитву к Великому Бодхисаттве, где сообщал, что жертвоприношения уже совершены, и просил выслать духов. В молитве указывались также точное местонахождение дома и имя вопрошающего, чтобы дух нашел дорогу без лишних трудностей. Затем эту карточку сжигали вместе с «золотыми деньгами» в храме — это общепринятый в Китае способ общения с богами — и по возвращении домой прорицатель записывал свое имя и адрес на другой карточке и прикреплял ее к дверному косяку.

    С наступлением ночи участники ритуала с поклонами подходили к двери, чтобы встретить духа и с почтением провести его в комнату. Затем зажигали свечи и благовония, и пододвигали для «гостя» один из стульев, стоявших у стола. Прорицатель подходил к столу, посыпанному песком и, держа «магический карандаш» между повернутых вверх ладоней, просил духа подтвердить свое присутствие — на песке появлялся первый иероглиф. Далее шло чествование прибывшего духа и доставившего его божества вином, и начинался собственно сеанс вопрошания.

    Перво-наперво спрашивали у духа, кем он был в своей земной жизни, его истинное имя и должность. Это делалось для того, чтобы исключить вмешательство злых духов или демонов, которое могли завладеть «карандашом» и сообщать ложные пророчества. После установления личности призванного духа, приступали к вопросам, интересовавших участников ритуала.

    Получив очередной ответ и разгладив песок, следовало обязательно поблагодарить духа, и при случае, отметить его поэтическое мастерство — зачастую ответы, начертанные на песке, демонстрировали изящный стиль. В целом, толкование надписей на песке требовало от прорицателя выдающихся способностей. Китайская каллиграфия — сложный вид искусства, и опытные толкователи иероглифов могли составить пророчества на основе лишь одного знака, наугад выбранного клиентом — для этого иероглиф разбирали на составляющие части и интерпретировали получившийся набор символов. Во время описываемого ритуала обязательно произносили вслух то, как был понят начертанный знак, и если толкователь не ошибался, дух «подтверждал» истинность своего пророчества. После завершения ритуала прорицатель и все участники почтительно провожали духа до двери, низко кланяясь и сжигая прямо на ходу «золотые» деньги.

    Иногда за предсказаниям обращались напрямую к божествам. Считается, что вызвать богов значительно труднее, нежели духов умерших людей, которые все еще сохраняют связь с землей. В дом, куда собирались призвать дух божества, вносили его статую и поклонялись ей в течение нескольких дней. Простейший способ поклонения идолу состоял в следующем. Вопрошающие зажигали перед статуей связку курительных палочек, преклоняли колена и, сложив руки у груди, отбивали три или девять поклонов, произнося свою просьбу. Дух божества иногда давал знать о своем присутствии различными знамениями либо ниспосылал вещие сны, которые затем толковал опытный прорицатель.

    © Святослав Горский


    Вернуться к статьям раздела