Биография Иоганна Тритемия

    Биография Иоганна Тритемия

    Биография Иоганна Тритемия

    Детство Иоганна Тритемия

    Иоганн Тритемий родился 2 февраля 1462 года в бедной семье, поэтому его родители не могли заплатить за обучение своего сына, и это стало причиной того, что читать он научился только в 15 лет. Но до этого его пытливый ум не «бездельничал» — Иоганн собирал крохи знаний, где только мог, и учился наблюдать. Поэтому сам процесс обучения чтению занял у него всего семь дней, но книги с тех пор Иоганн Тритемий полюбил на всю жизнь, а жажда познания настолько была сильной, что впоследствии он стал одним из умнейших людей своего времени.

     

    Юность Иоганна Тритемия

    Юность он провел в Трире и Нидерландах, а в 1480 году Тритемий поступил в Гейдельбергский университет. Именно там начались его первые серьезные увлечения оккультными науками, которые привели к тому, что он стал членом тайного общества «Кельтское братство», занимавшегося изучением тайных наук — от нумерологии и астрологии до пифагорейской мистики и философии.

    Согласно некоторым исследователям, Иоганн Тритемий не просто был членом этого тайного общества, но и собственно его основателем вместе с Рудольфом Гюесманном и Иоганном Дальбергом, которые впоследствии стали тоже весьма знаменитыми, но уже под псевдонимами - Рудольф Агрикола (Гюесманн) и Иоганн Камерариус (Дальберг).

     

    Тайна имени Иоганна Тритемия

    На самом деле Тритемий является псевдонимом этого мистика, а настоящая фамилия его Хайденберг. Именно в тот период, когда юный Иоганн был членом тайного общества «Кельтское братство» он взял себе псевдоним Тритемий, что является латинизированной формой названия города, в котором он появился на свет — Триттенхайм.

     

    Судьбоносный поворот в жизни Иоганна Тритемия

    Согласно легендам, судьбоносный поворот в жизни Иоганна Тритемия изначально был предсказан неким таинственным оккультным наставником, с которым познакомился юный Тритемий. Он предрекал, что по пути домой, Иоганн найдет ключ к собственному величию и славе, к своей истинной сути. Так и случилось: в 1482 году по дороге домой, поднялась страшная буря, из-за которой Тритемий не смог продолжить свой путь, поэтому был вынужден попросить временное убежище в бенедиктинском аббатстве Спонхайма. Но «временное» оказалось надолго — Иоганну Тритемию там так понравилось, что он решил там остаться, причем через год он уже был избран аббатом. А ему тогда исполнилось всего 21 год!

     

    Иоганн Тритемий библиотекарь Иоганна Тритемия

    Иоганн Тритемий очень любил книги и был страстным библиофилом, а доказательством тому тот факт, что когда он пришел в аббатство, местная библиотека насчитывала всего 50 книг, но благодаря стараниям Иоганна Тритемия она быстро выросла до 2000 томов, что по тем временам было невероятно много.

     

    Новое аббатство Иоганна Тритемия

    Слава о великом Иоганне Тритемии быстро распространялась, и в итоге в 1506 году епископ Вюрцбургскй предложил ему должность в аббатстве св. Иакова в Вюрцбурге, где он и прожил до конца своих дней.

     

    Интеллектуальная жизнь Иоганна Тритемия

    Иоганн Тритемий был одним из умнейших и образованных людей Средневековья, он знал несколько восточных языков, в том числе и древнееврейский, вел активную переписку со многими, теологами, каббалистами и алхимиками и, конечно же, сам много времени уделял не столько своим аббатским обязанностям, сколько вопросам магии, истории, философии, криптографии и так далее.

    Его личность и деятельность оказали большое влияние на многие умы. Его считают своим учителем такие известные мистики, как Корнелий Агриппа и Парацельс.

     

    Начало «магической славы» Иоганна Тритемия

    Распространение славы Иоганна Тритемия как мага началась с 1499 году, когда он написал письмо своему другу Арнольду Бостиусу, где изложил тайны искусства криптографии. И казалось, что тут не может быть ничего магического, но Иоганн Тритемий писал, что для передачи тайных сообщений необходимо призывать ангелов, да и само знание о криптографии он получил через божественное откровение.

    И, наверно, все это так и осталось бы между друзьями, и тайна Иоганна Тритемия не увидела бы свет, но… к сожалению, Арнольд Бостиус так и не прочел письма, так как скончался еще до его получения. Но зато, вместо него, текст послания прочел настоятель монастыря, где обитал друг Иоганна Тритемия. Естественно, изложенное в письме потрясло его, и это стало началом распространения сведений о том, что Иоганн Тритемий маг.

     

    Обвинение в сатанизме Иоганна Тритемия

    К сожалению, «магическая слава» Иоганна Тритемия принесла ему больше проблем, чем удачи. Так в 1503 году ученый Каролюс Бовиллус получил доступ к частично оконченной рукописи «Стеганографии», которая привела последнего в ужас и тот разразился критикой в адрес Иоганна Тритемия, обвиняя того в сатанизме и в том, что все его откровения исходят не от Бога, а от Дьявола. Эти упреки получили большую огласку, но… ни капельки не испугали мудрого и дерзкого Иоганна Тритемия, который вместо того, чтобы затаиться и начать писать исключительно на богословские темы, создает еще один труд, посвященный магии!

     

    Иоганн Тритемий некромант

    Существует мнение, что Иоганн Тритемий был не просто магом, а некромантом достаточно высокого уровня. Так, согласно одной из легенд, однажды Тритемий был лично приглашен императором Максимилианом I ко дворцу для личного общения. Именно там Иоганн Тритемий и продемонстрировал свое специфическое оккультное умение – с помощью заклинаний он вызывал различных героев древности, а в завершение «представления» вызвал из небытия покойную супругу самого Максимилиана — Марию Бургундскую.

     

    Иоганн Тритемий и криптология

    Иоганна Тритемия считают основоположником криптографии, потому что он не только изобрел свой собственный, достаточно сложный шифр, но и написал два труда, на данную тему — «Стеганография» и «Полиграфия».

     

    Литературное наследие Иоганна Тритемия

    Иоганн Тритемий не только беззаветно любил книги, но и сам писал их. Его перу принадлежат такие произведения, как «Похвала писателям», «О семи вторичных интеллигенциях», «Полиграфия», «Стеганография» и некоторые другие.

    Особое место в его литературном наследии занимает произведение «Книга о церковных писателях», в котором Иоганн Тритемий подверг исследованию около 9000 произведений, принадлежавших 963 писателям! Специалисты считают, что эта книга является первым печатным библиографическим словарем, имеющим справочное назначение.

     

    Иоганн Тритемий и «Стенография»

    Выше был упомянут труд Иоганна Тритемия «Стеганография». Термин этот дословно переводится как «тайнопись».

    Иоганн Тритемий считал, что с ее помощью можно внушать людям мысли, заставляя их выполнять различные действия, иными словами стеганография представляет собой некий вариант словесного гипноза, основанный на синтезе лингвистики, математики, каббалистики и парапсихологии.

    Сам же Иоганн Тритемий характеризовал свою стеганографию как «искусство открывать при помощи тайнописи побуждения своей души далеким людям».

    Интересный факт, книга «Стеганография» хоть и была написана в 1499 году, но издали ее лишь спустя девяносто лет! Тем не менее, еще когда «Стеганография» Иоганна Тритемия была рукописью, инквизиция, все равно, уже внесла ее в «Индекс запрещенных книг», обвинив автора в занятиях черной магией и демонологией.

    Также важно отметить, что к настоящему времени не сохранилось ни одного полного экземпляра этой книги и не только потому, что она и не была дописана самим Иоганном Тритемием, но и вследствие постоянной цензуры.

     

    Смерть Иоганна Тритемия

    Иоганн Тритемий умер 13 декабря 1516, оставив после себя множество загадок и большое творческое наследие.

     

    © Алексей Купрейчик

    Биография Карлоса Кастанеды

    Биография Ошо

    Биография Елены Блаватской

    Биография Алистера Кроули

    Биография Шивананды

    Биография Георгия Гурджиева

    Великие мистики мира
    Эзотерический календарь


    Вернуться к статьям раздела