Биография Елены Рерих

    Биография Елены Рерих

    Биография Елены Рерих

    Детство Елены Рерих

    Елена Рерих (в девичестве Шапошникова) родилась 12 февраля 1879 в Санкт-Петербурге в России. Ее семья была достаточно состоятельная и принадлежала к старинному дворянскому роду Голенищевых-Кутузовых. Поэтому Елена Рерих приходилась двоюродной правнучкой полководцу Михаилу Илларионовичу Голенищеву-Кутузову. А по материнской линии Елена Рерих приходится дальней родственницей русскому композитору М.П. Мусоргскому.

    С самого детства Елена Рерих была окружена заботой и выниманием. Ее родители часто встречались с известными в то время музыкантами, писателями и художниками, что, естественно, стало причиной раннего проявления интереса к искусству, философии, филологии и религии. Причем это было не поверхностное увлечение, а практическое. Например, Елена Рерих еще в юности достигла высокого уровня игры на фортепиано, хорошо рисовала, изучала гуманитарные науки, в 7 лет уже свободно читала и писала на трех языках — русском, немецком и французском!

    Но главным на тот период для Елены Рерих была музыка, настолько захватившая ее душу, что после окончания музыкальной школы Елена Рерих собиралась поступать в консерваторию, но… этому не суждено было сбыться. Дело в том, что Елена Рерих отличалась не только дарованиями, но и бунтарским характером, поэтому родители опасались, что в консерватории она «заразится» революционными идеями, и это испортит жизнь их дочери. Поэтому они отговорили ее от этого шага.

     

    Замужество Елены Рерих

    Елена Рерих говорила подругам и родителям, что выйдет замуж только за того мужчину, который не только будет высокообразован, но и наделен сильным духом, и таковым стал молодой художник Николай Рерих. Их встреча произошла в 1899 году в Бологом Новгородской губернии. Это была «любовь с первого взгляда». Молодые люди сразу понравились друг другу и прониклись общими духовным устремлениями. И хоть родители Елены Рерих были против такого брака, тем не менее, в 1901 году влюбленные обвенчались в церкви Императорской Академии художеств на Васильевском острове (Санкт-Петербург). Их союз является ярким примером любви, взаимного уважения и совместного труда, свою любовь Рерихи пронесли через всю жизнь.

    Елена Рерих поддерживала все начинания своего мужа, поэтому Николай Рерих писал «… творили вместе, и недаром сказано, что произведения должны бы носить два имени — женское и мужское». Но при этом сама Елена Рерих также вела активную творческую и духовную жизнь. Именно поэтому брак двух таких ярких личностей остается примером для многих искателей Любви и Истины.

    У Николая и Елены Рерих впоследствии родилось двое сыновей – Юрий и Святослав, которые также стали выдающимися личностями.

     

    Елена Рерих и вынужденная эмиграция

    В 1916 году Елена Рерих перебирается с семьей в Финляндию. Причиной переезда стала тяжелая болезнь легких Николая Рериха. Поначалу такой переезд не вызвал никаких проблем, но в 1918 году Финляндия объявила свою независимость и закрыла границы с Россией. Таким образом, Елена Рерих со своей семьей оказались в вынужденной эмиграции.

     

    Елена Рерих и Теософское общество

    Сближение с теософией Елены Рерих началось в 1919 году, когда она со своей семьей переехала в Лондон. А через год она и Николай Рерих получили официальные удостоверения о членстве в Теософическом обществе английского отделения в Лондоне, подписанные самой Анной Безант, являвшейся в то время президентом Общества.

     

    Елена Рерих и переезд в США

    В 1920 году Елена Рерих отправляется в Нью-Йорк вслед за мужем, который получил приглашение принять участие в турне по США с выставкой своих картин. Там Елена Рерих развернула активную общественную деятельность и вместе со своим супругом основали несколько общественных организаций, в частности, Музей Николая Рериха, Мастер-Институт Объединенных Искусств, Международное объединение художников «Cor Ardens» («Пылающие сердца») Международный художественный центр «Corona Mundi» («Венец Мира»).

     

    Елена Рерих и путешествие в Индию

    Елена Рерих и Николай Рерих еще с момента своего знакомства мечтали попасть в Индию – страну тайн и загадок. И в декабре 1923 года этой мечте суждено было осуществиться – они едут в Индию!!! Правда, они едут туда не жить, а путешествовать. С 1924 по 1928 год Елена Рерих участвует в Центрально-Азиатской экспедиции, организованной ее супругом. Официальная цель экспедиции – изучение труднодоступных и малоисследованных районов Индии, Китая, Монголии и Тибета. Но все прекрасно понимали, что это попытка попасть в Шамбалу.

    Экспедиция проходила в очень сложных и суровых условиях, но Елена Рерих ни разу не пожаловалась и не воспользовалась свои привилегированным положением, а честно и отважно делила тяготы путешествия со всеми участниками миссии. Николай Рерих писал в дневнике: «Вместе с нами она проехала всю Азию, замерзала и голодала в Тибете, но всегда первая подавала пример бодрости всему каравану. И чем больше была опасность, тем бодрее, готовнее и радостнее была она. Никто никогда не видел упадка духа или отчаяния, а ведь к тому бывало немало поводов самого различного характера».

     

    Елена Рерих и «Урусвати»

    По окончании экспедиции Елена Рерих с детьми остается жить в Индии в долине Кулу (Западные Гималаи), где в 1928 году Рерихи основали Институт Гималайских исследований «Урусвати». Название в переводе с санскрита означает «Свет Утренней звезды». Кстати, интересный факт, что в книгах Агни-йоги именем Урусвати Великие Учителя называют саму Елену Рерих.

    Институт Гималайских исследований вел бурную научную деятельность и оказал огромное влияние на развитие мировой культуры. Причем в сферу деятельности входили не только этнографические исследования, но и психологические и физиологические особенности человека, изучалась «тонкая энергетика» и так далее.

    Непосредственно Елена Рерих занималась изучением древней философской мысли Востока.

    Со временем «Урусвати» стал крупным международным институтом, с которым сотрудничали такие выдающиеся личности, как Джагадиш Чандра Бос, Рабиндранат Тагор, А. Эйнштейн, Р. Милликен, Л. Бройль, Р. Магоффин, С. Гедин, С. И. Метальников, Н. И. Вавилов и многие другие.

     

    Елена Рерих и «Пакт Мира»

    18 ноября 1933 года Елена Рерих вместе супругом была выбрана почетным президентами «Постоянного Комитета Пакта Рериха и Знамени Мира» — Договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников.  Итогом деятельности этой организации стало подписание 15 апреля 1935 года Пакта Рериха 22 странами.

     

    Елена Рерих и Агни-йога

    Существуют различные версии об «источнике» информации, легшей в основу учения Агни-йоги. Одни исследователи жизни и творчества Елены Рерих утверждают, что она лично была знакома с Великими Учителями (Махатмами), другие говорят, что Елена Рерих была в телепатическом контакте с представителями Шамбалы. Есть также предположения, что Елена Рерих сама путешествовала в Шамбалу в «астральном теле», а есть и мнение, что все это выдумка, а написанное в книгах Агни-йоги – чистый плод творческого гения Елены Рерих. Но анализ текста и прямые упоминания самой Елены Рерих говорят, что в любом случае, все это было духовно вдохновленным письмом. И поэтому не так важно, как они были созданы, куда важнее, что книги Елены Рерих оказали глубокое влияние на тех, кто идет духовным путем.

    Что касается самого учения Живой Этики, как еще называют Агни-йогу, то по утверждению Елены Рерих оно является синтезом всех йог и религий, что, конечно же, указывает на сильное влияние теософского мировоззрения. Но в данном случае речь идет о «синтезе сути» восточных учений, а не их внешних моментах. Иными словами, Елена Рерих концентрировала читателей на духовных аспектах «единой традиции», а не ее оккультных проявлениях.

    Также, возвращаясь к вопросу об «источнике информации», то Елена Рерих утверждала, что получает сведения путем яснослышанья от Махатмы Мориа. Причем это были не просто «надиктовки», а «беседы».

    Книги Агни-йоги писались с 1920 по  1940 годы. В результате было создано 14 томов учения. Сама же Елена Рерих писала: «Учение Живой Этики есть, прежде всего, Учение Жизни, и потому, как и все они, оно имеет единую всеобъемлющую задачу научить людей мудро и достойно проходить земной путь, принося труд и совершенствование на Общее Благо».

    Первая книга из цикла Агни-йога  («Община») была выпущена в 1927 году в Монголии, следующая за ней — «Листы сада Мориа». Считается, что они были написаны Николаем Рерихом либо самостоятельно, либо в соавторстве с Еленой Рерих. Но все последующие тексты Агни-йоги были написаны исключительно Еленой Рерих. Об особом статусе первых двух книг говорит хотя бы тот факт, что они разительно отличаются по стилистике и направленности от всех остальных произведений Живой Этики.

     

    Литературное наследие

    Елена Рерих оставила после себя большое литературное наследие. Кроме более десятка томов по Агни-йоге, ее перу также принадлежит книга «Основы буддизма» и обширная переписка, включающая в себя множество философских и эзотерических фрагментов учения. Елена Рерих вела активную переписку с 140 респондентами по всему миру!

    Кроме того, именно Елена Рерих перевела двухтомник Е. Блаватской «Тайная Доктрина», познакомив русскоязычных людей с этим уникальным произведением теософской и эзотерической литературы.

    Кстати сказать, Елена Рерих перевела эти два обширных фолианта за рекордные сроки – всего за два года! Это с учетом, что все приходилось делать вручную, ведь компьютеров тогда не было! Такой переводческий подвиг был возможен лишь благодаря тому, что Елена Рерих прекрасно владела иностранными языками, глубоко была знакома с оккультной и эзотерической философией, а также отличалась редким трудолюбием и верой в важность своей миссии.

    Также Елена Рерих перевела обширную выборку из вышедших в Лондоне в 1923 году «Писем Махатм».

    Также считается, что Елена Рерих написала и книгу «Криптограммы Востока», изданную в 1929 году в Париже под псевдонимом Жозефина Сент-Илер.

     

    Последние годы жизни Елены Рерих и ее смерть

    После смерти супруга Елена Рерих принимает решение вернуться в Россию, чтобы оставить родине наследие Николая Рериха. В ожидании визы она вместе со старшим сыном переехала в  Кхандалу (пригород Бомбея). Но, к сожалению, в визах им было отказано. Страна, которую так любили Рерихи, от гражданства которой они за все эти годы так и не отказались, предала их, оставив на чужбине, без каких-либо серьезных объяснений причин отказа. Это, конечно же, глубоко ранило Елену Рерих и подломило ее здоровье.

    Елена Рерих покинула этот мир 5 октября 1955 в возрасте семидесяти шести лет.

    На месте кремации Елены Рерих ламы воздвигли белую ступу, на которой была высечена надпись: «Елена Рерих, жена Николая Рериха, мыслитель и литератор, давний друг Индии».

     

    © Алексей Купрейчик

    Биография Карлоса Кастанеды

    Биография Ошо

    Биография Елены Блаватской

    Биография Алистера Кроули

    Биография Шивананды

    Биография Георгия Гурджиева

    Великие мистики мира
    Эзотерический календарь


    Вернуться к статьям раздела