Биография Джона Ди

    Биография Джона Ди

    Биография Джона Ди

    Детство и юность Джона Ди

    Сведений, по крайне мере подлинных, о детстве Джона Ди сохранилось крайне мало. Известно, что он родился 13 июля в 1527 году в Лондоне семье чиновника, служившего при дворе короля Генриха VIII. Род Ди имел валлийское происхождение, поэтому фамилию Джона Ди можно перевести как «черный» – Джон Черный.

    Джон Ди был единственным сыном в семье.

    В пятнадцать лет Джон Ди поступил в Колледж святого Иоанна Кембриджского Университета, где особой любовью проникся к математике, впоследствии оказавшей на него огромное влияние.

    Также Джон Ди усердно изучал латынь, древнегреческий, философию, геометрию и астрономию, увлекался механикой, картографией и навигацией. При этом его трудолюбие не только восхищало сокурсников, но и поражало учителей, ведь Джон Ди тратил на занятия примерно 18 часов в сутки, оставляя на сон лишь 4-6 часов

    Кроме математики Джона Ди очень увлекала астрономия. Он много времени тратил на астрономические наблюдения и в скором времени научился самостоятельно составлять различные астрономические и астрологические прогнозы.

    В 1548 Джон Ди получил степень магистра-гуманитария и, заняв место в университете Лувэна в Бельгии, стал читать лекции по математике.

     

    Первый успех Джона Ди

    Популярность Джона Ди в Европе начинает набирать обороты, и в 1550 году его приглашают в Париж, где он читает курс лекций о Евклиде. Невзирая на молодой возраст, Джон Ди производит фурор своими лекциями. Он настолько понравился математикам, что даже получил предложение занять в Париже должность профессора.

    В свободное время от чтения лекций Джон Ди знакомится со многими известными в то время людьми, которые проникаются симпатией к нему и предлагают свое покровительство.

    Джон Ди, невзирая на большой успех, все же возвращается назад в Англию и там предстает перед двором юного короля Эдуарда VI, которому также понравился Джон Ди.

    Сам же Джон Ди по прибытию домой устраивается на службу к герцогу Нортумберлендскому в качестве наставника и учителя его детям.

     

    Обвинения и гонения Джона Ди

    Джон-Ди.jpg

    Тем не менее, какую бы симпатию к нему не питали определенные люди, большинство все же завидовало его славе и врожденным способностям, а так как Джон Ди занимался оккультизмом, то это еще и пугало. Поэтому недруги и не понимание со стороны общественности очень быстро поставили Джона Ди в опасное положение – постоянные доносы, козни, сплетни и так далее привели к тому, что 28 мая 1555 Джон Ди был арестован по обвинению в государственной измене, вызывании дьявола и в колдовстве. Причем в ту пору под колдовством понимали даже непонятные «вычисления», то есть математику, недоступную необразованным людям, особенно если она имела отношение к астрономии или астрологии.

    Доводы, выдвигаемые против Джона Ди, были один нелепее другого. Но злоба завистников, подкрепленная властью, сделала свое черное дело – в течение трех месяцев Джону Ди пришлось давать показания в различных судебных инстанциях и даже в Звездной Палате, а также лондонскому радикально настроенному епископу Боннеру на религиозном допросе. Но сила ума, красноречие и обаяния Джона Ди были настолько сильны, а искренность неподкупна, что лондонский епископ не только снял все обвинения и отпустил Джона Ди на свободу, но еще и остался с ним в теплых дружеских отношениях.

     

    Первый литературный труд Джона Ди

    Невзирая на жизненные коллизии и судебные тяжбы, Джон Ди не переставал трудиться, и венцом его усилий стал выход в 1558 году книги «Propaedeumata Aphoristica», состоящая в основном из его афоризмов, в которые он облек свое представление о магии, космологии и астрологии.

    Некоторые биографы говорят, что первые свои два трактата Джон Ди написал в период 1548—1551 г в Лувене, где он с Герардом Меркатором сконструировал новую модель вселенной. Поэтому и сами трактаты Джона Ди были посвящены астрономии.

     

    Страсть оккультного библиофила Джона Ди

    Увлечение оккультизмом Джона Ди носило не стихийный характер, а являлось следствием его глубокой веры в то, что в мире правят невидимые законы, что есть некая мистическая система мироздания, которую пытливый и искренний ум в силах постичь. Поэтому Джон Ди старался везде, где только мог, собирать знания об оккультной стороне мира. В результате в своем доме в Мортлейке, в Оксфордшире Джон Ди собрал огромную библиотеку, лучшую на тот период в Англии, как по количеству книг, так и по качеству содержания. В нее вошли труды по всем наукам, герметической философии, алхимии, все трактаты его предшественников — Раймонда Луллия, Альберта Великого и так далее. Кроме того, в  библиотеке Джона Ди даже присутствовали настолько редкие эзотерические манускрипты и трактаты, которые уже тогда слыли легендарными раритетами.

    Надо отметить, что собирание книг в то время было не только затратным с точки зрения финансов мероприятием, но еще требовало времени и усилий, тем более, собирание авторитетных оккультных книг. Поэтому, чтобы собрать свою библиотеку, Джону Ди пришлось в течение трех лет (с 1562 по 1565 год) путешествовать по всей Европе.

    Интересно отметить, что согласно некоторым исследователям биографии Джона Ди, перед тем как приступить к собиранию собственной библиотеки, он сначала обратился к Марии Тюдор с предложением создать государственную библиотеку, в которой предполагалось собрать все важные книги по всем отраслям знания. Но план Джона Ди был отвергнут, и тогда он решил сам осуществить свою задумку, правда, уже не в таких грандиозных масштабах.

    Тем не менее, библиотека Джона Ди не просто стала его личным достоянием, а превратилась в некое подобие научного центра. Впоследствии к Джону Ди приезжали умнейшие люди со всего света для того, чтобы почитать собранные им книги. Что, конечно же, сделало его еще более знаменитым.

     

    Новые книги и трактат «Monas Hieroglyphica» Джона Ди

    123.jpg

    Практически все свое время Джон Ди тратил на изучение мистических наук, поэтому с каждым годом его познания становились все более обширными и глубокими. И, конечно же, он хотел поделиться ими с окружающими. Для этого Джон Ди вновь берется за перо и выпускает в свет новые книги, жемчужиной среди которых становится трактат «Monas Hieroglyphica» («Иероглифическая монада»), содержащая много рекомендаций в области алхимии и каббалы. Это произведение сразу становится классикой и делает Джона Ди весьма яркой и знаменитой фигурой в сфере оккультизма.

    Большинство исследователей оккультизма считают, что «Monas hieroglyphica» Джона Ди является самой известной, авторитетной и амбициозной книгой в этой области, которая и по сей день остается важнейшим текстом для тех, кто занимается тайными науками.

    Также следует отметить, что, будучи  разносторонним человеком, Джон Ди проявлял интерес не только к мистике, но и другим наукам. Например, он опубликовал трактат по навигации, ставший в тот период стандартным учебником для британских моряков.

     

    Джон Ди и центр оккультизма

    Притягательность личности Джона Ди, его глубокие оккультные знания, личное обаяние и желание познавать новое, а также обширная библиотека (которая занимала пять огромных комнат!), превратили его дом в негласную Академию Магии. В доме Джона Ди были комнаты для хранения научных приборов, помещения для проживания студентов и так далее.

     

    Таинственное видение Джона Ди

    Одним из важнейших моментов жизни Джона Ди стало ноябрьское видение 1582 года, когда он во время вечерней молитвы, вдруг увидел перед собой сияющее существо. Джон Ди описал его в своем дневнике как Духа Света по имени Уриэль. Легенды утверждают, что это событие сильно изменило самого Джона Ди, но ангел еще и подарил ему кристалл, переливающийся всеми цветами радуги. Но как только Джон Ди взял его в руки, то к нему тут же явился архангел Михаил и строго настрого приказал, чтобы Джон Ди старательно скрывал этот подарок от окружающих и ни в коем случае не давал ему никому в руки.

     

    Встреча Джона Ди с Эдвардом Келли и система «Енохиевой магии»

    дддддд.jpg

    В 1582 Джон Ди знакомится с Эдвардом Келли, еще одним известным алхимиком и знатоком церемониальной магии. Вместе они начинают проводить различные оккультные эксперименты. И впоследствии Джон Ди и Эдвард Келли «создали» систему «Енохиевой магии», которая в то время обрела широкую популярность, а ее приверженцы существуют и до сих пор.

    В основе «Енохиевой магии» лежит установление астральной связи с ангелами и духами, и получение от них эзотерической информации.

    О самом Эдварде Келли существует несколько версий. Одни считают его талантливым ясновидцем и визионером, а другие видят в нем шарлатана и обманщика. Но, так или иначе, сам Джон Ди верил ему или, по крайней мере, верил в его способности.

    Также в основе системы «Енохиевой магии» лежит алфавит Еноха, который Джон Ди увидел в магическом кристалле, в виде букв, чисел и символов. Этот алфавит до сих пор вызывают живейший интерес исследователей. Сам Джон Ди утверждал, что на языке Еноха говорят ангелы и обитатели Эдемского сада. Многие ученые считают, что язык, «увиденный» Джоном Ди, является абсолютно завершенной системой с собственным алфавитом и грамматикой, совершенно не похожими ни на один человеческий язык. Причем он содержит математические знания, уровень которых значительно превышал существовавший в то время!

     

    Джон Ди: «падение»

    Пока Джон Ди занимался оккультизмом, политическая ситуация в стране отстаивалась относительно спокойной, правящая в то время королева Елизавета I особой любви к Джону Ди не питала, даже невзирая на то, что он считался «придворным магом» и что она сама несколько раз обращалась к нему за помощью как к алхимику (правда, это не мешало ей не платить ему денег). Но, тем не менее, ее отношение к Джону Ди было относительно лояльным. Ситуации же коренным образом изменилась, когда в 1603 году после смерти Елизаветы I на престол взошел Джеймс I, ярый противник мистики. И это привело к тому, что отношение к Джону Ди резко ухудшилось.

    Кроме отторжения официальной властью, Джона Ди стали преследовать и различные жизненные неурядицы и последним ударом оказалась смерть супруги и его детей от чумы. Все это навалилось на Джона Ди, неприятности с разных сторон не просто мешали ему, а чуть было не довели его до нищеты. Материальное положение спасло только то, что Джон Ди распродал около половины своей уникальной библиотеки.

     

    Тайны и загадки Джона Ди

    Естественно, как о всяком великом маге и оккультисте, о Джоне Ди сохранилось множество легенд, окутанных тайнами и загадками. Так, одна из них гласит, что Джон Ди обладал каким-то загадочным идеально отполированным черным зеркалом или кристаллом, в котором мог видеть тайные знания и с помощью которого мог вызывать духов. Некоторые исследователи даже утверждают, что черным магическим зеркалом Джона Ди  был просто большой кусок древесного угля.  Некоторые говорят, что это был отполированный обсидиан (вулканическое стекло), привезенный из Мексики. И кстати, это предположение не лишено смысла, ведь имя всевидящего и всезнающего бога майя и ацтеков Тескатлипоки означает «дымящееся» или «огненное зеркало», а сам по себе он — одно из главных божеств пантеона, бог вулканов и вулканического стекла обсидиана. Он носил зеркало или щит (отсюда имя), с помощью которого наблюдал за деяниями людей на земле. Таким образом, таинственное черное зеркало Джона Ди могло действительно быть ничем иным как невероятно древним и могущественным артефактом!

    Также считается, что Джон Ди владел загадочным и магическим перстнем с бериллом, с помощью которого мог вызывать образные видения не только у себя, но и у присутствующих. Легенды утверждают, что Джон Ди самолично огранил кристалл особым, только ему известным способом, поэтому он и обладал таким магическим магнетизмом.

    Еще одной загадкой жизни Джона Ди является его знание «волшебных» языков. В частности, по словам самого Джона Ди, он научился языку эльфов от ангелов по имени Аве и Рафаэль.

     

    Последние годы и смерть Джона Ди

    John_Dee_Ashmolean.jpg

    Джон Ди был сильной личностью, поэтому не сломался ни под тяжестью жизненных трагедий, ни под давлением официальной власти и, тем более, не под страхом бедности. Все деньги, которые он получил от распродажи редких книг по оккультизму, Джон Ди тратил на продолжение экспериментов в области магии и алхимии, которая интересовала его не столько как средство получить золото, сколько возможность отыскать Философский камень.

    За всю свою жизнь Джон Ди был трижды женат и имел восемь детей. Его старший сын, Артур Ди также занимался алхимией и герметической философией.

    Умер  Джон Ди в 1608 году.

     

    © Алексей Купрейчик

    Биография Карлоса Кастанеды

    Биография Ошо

    Биография Елены Блаватской

    Биография Алистера Кроули

    Биография Шивананды

    Биография Георгия Гурджиева

    Великие мистики мира
    Эзотерический календарь


    Вернуться к статьям раздела