Дыхательные практики в шаманизме

    Дыхательные практики в шаманизме

    Дыхательные практики в шаманизме

    Дыхательные практик являются неотъемлемой частью любой мистической системы, особенно тех, в которых уделяется внимание психофизическому развитию человека. Даже простое обучение правильной концентрации и сосредоточению невозможно без контроля над дыханием. А, кроме того, с древнейших времен считается, что дыхательные практик – это не только ключ ко многим тайнам человека и мироздания, но и путь к обретению сверхспособностей. И первыми. Кто практиковал специальные дыхательные техники, были шаманы.

     

    Дыхательные практики в шаманизме

    История дыхательных практик уходит глубоко в древность еще к деятельности первых шаманов, которые с помощью определенных техник умели входить в транс и использовать дыхание, как один из инструментов не только мистического продвижения, но и как средство самоисцеления и лечения соплеменников.

    Дыхательные техники являлись важной частью всего шаманского «технического» комплекса. Начнем с того, что шаманам приписывалось умение творить различные чудеса, среди которых входило укрощение огня (хождение по углям, лизание раскаленных предметов), летание по воздуху, невосприимчивость к холодному оружию и многое другое. И все они, так или иначе, основываются на овладении специальными методами дыхания.

     

    Дыхательные практики и гармоничное шаманское пение

    Говоря о шаманских дыхательных техниках, стоит упомянуть и о своеобразной технике, непосредственно связанной с развитие дыхания, а именно о гармоничном пении, особенно распространенном в Западной Монголии. Сюда также нужно отнести обертонное и горловое пение.

    Легенды гласят, что монгольские шаманы постигли искусство гармоничного пения, вслушиваясь в звуки одного из священных горных водопадов.

     

    Дыхательные практики и горловое пение

    Горловое пение по технике хоомей представляет собой определенную манеру сольного исполнения, когда в голосе певца отчетливо слышатся два различных тона, два мелодических рисунка. Первый звук — монотонное носовое гудение (его высота на протяжении песни практически не меняется) и второй — составляют пронзительные звуки разной высоты, похожие на свистки. Считается, что подобное «музыцирование» использовалось в шаманских ритуалах исцеления. Согласно поверьям оно возникло вследствие подражания звуку натянутой тетивы.  

    Подобные техники пения упоминаются не случайно. Хоть они и не являются дыхательными упражнениями в прямом смысле слова, тем не менее, они имеют к ним отношения, так как во время исполнения, у певца изменяется ритмы дыхания, сердцебиения и мозговых волн, в результате чего он входит в измененное состояние сознания, что самым положительным образом сказывает на его здоровье. Конечно же, здесь исцеление рассматривается как вторичный фактор, но сбрасывать его со счетов не стоит. Давно замечено, что аутентичное пение, в частности пение шаманских песен, обладает очень мощным оздоровительным воздействие, поскольку для их исполнения необходимо управлять дыханием, изменять его ритм и глубину.   

    Впоследствии горловое пение стали активно использовать в практиках тибетского и монгольского буддизма.

     

    © Алексей Корнеев


    Вернуться к статьям раздела