Дыхательные практики в даосизме

    Дыхательные практики в даосизме

    Дыхательные практики в даосизме

    В Китае дыхательные практик сыскали себе большую популярность в рамках даосской йоги во всех ее разновидностях от цигун, до собственно даосской внутренней алхимии, от боевых систем до целительства. В чем же особенности даосских дыхательных практик?

     

    Особенность даосских дыхательных практик

    Особенностью дыхательных практик даосизма является тесное сочетание собственно дыхательной техники и визуализаций, с концентрацией на определенных участках тела или состояниях.

     

    Дыхательные практики и школы внутренней алхимии Китая

    Внутренняя алхимия (нэй дань), как и западная алхимия, она первоначальной целью ставит достижение бессмертия, путем выплавления, так называемой пилюли бессмертия в нижнем котле (дань-тяне). Говоря об адепте внутренней алхимии, Мирча Элиаде писал: «Приняв свою душу за «неблагородный металл», он направляет все свои силы на то, чтобы произвести трансформацию и превратить ее автономную, вечную душу — в «золото»». Таким образом, приверженец нэй дань подвергает алхимическому воздействию — очищению, обжигу — свое тело и душу, добиваясь бессмертия не только духа, но и физической оболочки. Кстати, это очень важный момент, поскольку китайцев, в отличие, скажем, от индийцев, подразумевающие под бессмертием, в первую очередь, вечное существование души, интересовало исключительно бессмертие физическое.

    Самым главным «средством» достижения бессмертия в практике внутренней алхимии выступали техники трансформации сексуальной энергии, непосредственно связанными с практикой контроля дыхания.  

     

    Эмбриональное дыхание

    Одной из характерных практик даосской йоги является метод «эмбрионального» дыхания. Для него необходимо выбрать тихо, спокойное место вдалеке от всех, лучше всего в доме, где никто не живет, или в лесу. Распустить волосы и расстегнуть одежду. Лечь в правильную позу и гармонизировать вдохи, а потом задержать дыхание настолько, насколько это возможно. Затем выдохнуть, опять гармонизировать вдохи и снова задержать дыхание. Так необходимо выполнять несколько десятков раз, сопровождая дыхание сложными внутренними техниками, одна из которых называется «плавить дыхание». Эта техника считается настолько сложно и мощной, что ее запрещено выполнять каждый день. Между сеансами следует выдержать не менее пяти дней.

    Традиционно считается, что «эмбриональное» дыхание приносит различные сверхспособности. В одном из древнейших трактатов по внутренней алхимии «Эффективные и секретные устные формулы, касающиеся нескольких методов впитывания дыхания» говориться: «Человек может тогда войти в воду (и не тонуть) или ходить по огню (и не обжигаться)».

     

    Предписания, относительно дыхательных практик даосизма

    Другие предписания, касающиеся дыхательных практик, рекомендуют также найти уединенное место, принять правильное положение тела, закрыть глаза и выполнять задержку дыхание в диафрагме груди таким образом, чтобы волосинка, положенная на нос и рот практикующего, не шевелилась. То есть «запечатывание» должно быть абсолютно полным. Многие китайские мастера древности утверждали, что для достижения бессмертия необходимо научиться задерживать дыхание время, равное тысячам обычных вдохов и выдохов. Но для оздоровительных целей делать такую продолжительную задержку дыхания, свершено не обязательно. Вполне достаточно, сделать полноценный вдох, задержать дыхание насколько это возможно, без ощущения дискомфорта и направить весь задержанный воздух в больной орган. Это нужно выполнять несколько раз. Таким образом, больной орган будет насыщен новой живительной силой, перемещаемой вместе с потоками воздуха. В одном из даооских текстов мы читаем: «Те, кто впитывают вдохи, должны мысленно сопровождать их до тех пор, пока они не войдут во внутренности, с тем чтобы (вдохи) проникали в жидкость (органов) и каждый вдох без напряжения достигал бы того внутреннего органа, которым он управляет, и, таким образом, они (вдохи) могли бы циркулировать по всему телу и лечить все болезни».

     

    Дыхательные практики подражания животным

    Еще одной характерной особенностью китайских дыхательных практик является подражание дыханию животных. Особенно это распространенно в школах боевого мастерства, использующих в сове арсенале повадки животных — школа змеи, школа стиль орла и так далее. Например, было очень популярно глубокое и бесшумное дыхание, напоминающее дыхание животных в зимней спячке. Оно оказывало настолько мощное седативное воздействие, что, в сочетании со специальными медитациями, позволяло перейти на новые уровни сознания.

     

    Дыхательные практики и система цигун

    Но наиболее целенаправленно дыхательные техники в Китае стали использоваться в школах цигун. Цигун дословно переводиться как «работа с энергией ци». Но тут имеется важный нюанс. В данной системе упор делается не собственно на технику дыхания, как таковую, а на состояние сознания, обретаемого посредством концентрации на различных точках тела и задержки дыхания, останавливающего внутренний поток мыслей. Также дыхание, в большинстве случаев, сочетается с плавными движениями различными частями тела. Особенно это используется в практиках тай-цзи-цюань. 

     

    Дыхательные практики Китая и Индии

    В целом даосские дыхательные практики по своей продуманности очень близки индийским, но, при этом, если так можно выразиться более «практичны», ибо их применение нашло отражение не только в плане духовного совершенства, но и телесного, как отражения стремления к физическому бессмертию.

     

    © Алексей Корнеев


    Вернуться к статьям раздела