Доктрина о перерождении (реинкарнации)

    Доктрина о перерождении (реинкарнации)

    Доктрина о перерождении (реинкарнации)

    Все слышали о перерождении или реинкарнации (метемпсихозе), о том, что душа после смерти перерождается, но на самом деле, в доктрине о перерождении не все так просто и однозначно. Так что же на самом деле происходит? Как вообще появилась идея о перерождении?

     

    Распространенность теории о перерождении (реинкарнации)

    Теория перерождения встречается у многих народов еще с глубокой древности, однако ее происхождение неизвестно. Вероятнее всего, эта теория — плод психического опыта, доступного уже древнему человеку, который, по-видимому, неоднократно повторялся и подтверждался. Истоки идеи перевоплощения часто видят в представлениях о тотемической реинкарнации, суть которой состоит в том, в каждом члене сообщества воплощается душа предка-тотема. Многие убеждены, что душа умершего человека переходит в ребенка и что люди, напоминающие своими внешними особенностями или чертами характера каких-нибудь предков, воплотили в себя их души. У некоторых народов (эскимосы, индейцы северной Америки) есть вера в то, что в ребенка входит душа его деда. Нередко при рождении ребенка производятся гадания с целью определить, кто именно из предков вернулся на землю, и дается соответствующее имя новорожденному.

     

    Душа человека и перерождение (реинкарнации)

    На низших ступенях культуры обладание душой приписывается всем живым существам, а иногда и телам неорганической природы. Наблюдая характеры и действия многих животных, наши предки замечали в них проявление человеческих свойств – злобы, хитрости, трусости, лености, алчности, — и склонялись к сравнению их с теми людьми, которые обладали такими же чертами. Отсюда предположение, что души подобных  людей способны возрождаться в соответственных животных.

    Хочется отметить, что для наших предков  в отдаленные времена вера в то, что душа после смерти человека способна перерождаться в каком-либо другом облике, органично вписывалась в мир их языческих представлений. По древнеславянским поверьям, душа человека, покинув тело умершего, переходит в какое-либо другое существо. Первобытные охотники помещали отлетевшую душу где-либо поблизости, среди окружавших человека разнообразных существ; своих умерших они хоронили в скрюченном положении, имитирующем позу эмбриона в материнском чреве. Таким действием родичи как бы готовили умершего ко второму рождению на земле.

     

    Доктрина перерождения (реинкарнации) в древнем мире

    Учение о реинкарнации, судя по данным классической литературы, главным образом древнегреческих и римских авторов, принималось и древними египтянами, хотя на основании собственно египетских источников («Книга Мертвых», изображения на гробницах и саркофагах и так далее) это не может считать считаться вполне доказанным. Одним из сохранивших символов, говорящих в пользу верования египтян в реинкарнацию, считается птица с головой человека, летящая к мумии и олицетворяющая душу, соединяющуюся с новым телом. «Песнь Воскрешения», которую поет Изида, чтобы возвратить к жизни своего мертвого супруга, можно перевести как «Песнь Перевоплощения». Над умершим жрец произносил следующую молитву: «О! Озирис (имя «озирифицированного» умершего), воскресни вновь в святой земле, превышняя мумия в гробу, в своих телесных субстанциях». Для египтян «воскресение» никогда не означало возвращение к жизни мумии, но души, которая ее оживляла, то есть Эго воплощается в новом теле.

     

    Европа и доктрина о перерождении

    Доктрина о перерождении пришла в Европу под названием «трансмиграция» или «метемпсихоз», что означает вселение в новое тело той же самой психической индивидуальности. Верование в повторные возрождения человеческой души разделялось Пиндаром, Эмпедоклом, Пифагором, Платоном, принималось позднейшей философией каббалы, было усвоено некоторыми христианскими сектами (манихеи, несториане). Оно не было чуждо и европейской средневековой схоластике. Любопытно, что и в Библии неоднократно встречаются косвенные упоминания о перевоплощении. Иногда Иоанн Креститель рассматривается как перевоплощение Илии

    Можно сказать, что в библейской аксиоме «око за око, зуб за зуб» в самых общих чертах выражается закон кармы.

     

    Наука и теория перерождения

    Перерождение никогда не было доказано методами современной науки, но и опровергнуто ею же никогда не было, поскольку она ничего не знает ни о предшествующей, ни о последующей жизни человеческой души. Перерождением можно объяснить феномен гения, прирожденные способности и множество других психологических тайн.

    То, что мы не помним наших прошлых жизней, часто используется как доказательство несуществования реинкарнации. Платон в своем «Мифе об Эре» предлагает своеобразное объяснение этой «потери» памяти. Герой этого мифа, Эр, был солдатом, и во время сражения он получил настолько серьезное ранение, что его сочли мертвым. Пока он был «мертв», он видел готовящихся к новому рождению, которые толпились в ужасной, удушающей жаре на Пустоши Забвения. Эру не дали испить воды из реки Безмыслия, чью воду не в состоянии удержать ни один сосуд, поэтому он смог передать все увиденное, придя в сознание. Другие же, менее мудрые, как утверждает Платон, не могут «воздержаться и не выпить больше, чем положено. И каждый, когда выпьет, забывает все».

    Конечно же, объяснение древнегреческого мыслителя мифологизировано и отчасти метафорично, тем не менее, факт остается фактом: подавляющее большинство действительно не помнит своих предыдущих перерождений. Дело в том, что природа обычной (физической) памяти и не предполагает сохранение информации такого рода. Вспомнить наши прошлые жизни в событиях или образах можно только путем пробуждения психической памяти. Утверждают, что Пифагор «помнил» свои 4 прежние перерождения, и в одном из них, по словам самого философа, он воевал под Троей под именем Антенорида и был убит младшим сыном Атрея.

     

    Главный вопрос о перерождении (реинкарнации)

    Модно приводить еще множество различных доказательств, так или иначе, освещающих вопрос реинкарнации, но сама логика мироздания и законы физике, говорят о том, что нечто не может исчезнуть бесследно, поэтому в том или ином виде закон перерождения существует, вопрос лишь в том, а есть ли лично в вас что-то такое, чему бы стоило перерождаться? Ведь именно это самое главное «зерно» метафизических размышлений о реинкарнации.

     

    © Алексей Корнеев


    Вернуться к статьям раздела