Биография Чже Цонкапы

    Биография Чже Цонкапы

    Биография Чже Цонкапы

    Тайна имени Цонкапы и прозвища

    Цонкапа является не настоящим именем этого великого мистика, а его прозвищем. Так его прозвали в честь того места, где он родился — Цонг, что в переводе с тибетского означает «лук», а «кха» — «место». Таким образом, дословно имя Цонкапа можно перевести как «Тот, кто родом из Луковой долины».

    В знак уважения Цонкапу в Тибете также еще называют Чжэ Ринпоче, что в переводе значит «Досточтимый и Драгоценный». Кроме того, его также называли «Царем Дхармы трех миров», «Всеведущим Наставником» и так далее.                            

     

    Прошлое перевоплощение Цонкапы

    Легенды утверждают, что Цонкапа практиковал йогические дисциплины еще в прошлой жизни. Так, одна из историй о нем гласит, что в своей прошлой жизни он, будучи маленьким мальчиком, поднес Будде Шакьямуни хрустальные четки и взамен получил от него раковину, маску защитника Дхармы Чогьяла, булаву с черепом и пророчество о том, что ему предстоит переродиться в Тибете и стать тем, кто поможет возродиться учению буддизма.

     

    Чудесное Рождение Цонкапы

    Родился Цонкапа в 1357 году в семье Таракаче Лумбумге и Шинмо Ачой, у которых тому моменту уже было трое сыновей.

    Перед его рождением отцу Цонкапы приснился сон, в котором какой-то монах объяснил ему, что он явился с Пяти горных вершин Китая, а потом видение сна резко изменилось и он увидел, как Ваджрапани метнул сверкающую золотую ваджру в его жену. И тогда уже во сне отец понял, что у него родится удивительный сын.

    За несколько дней до рождения Цонкапы его мать видела сон, как с неба спустилась золотая статуя Авалокитешвары и через темя вошла в ее тело. А перед самым рождением ей приснилось, что небесный мальчик открыл хрустальным ключом дверцу в ее груди и вынул оттуда золотую статуэтку Авалокитешвары.

    Удивительным было и его зачатие, и рождение. Они сопровождались различными чудесами, а сам Цонкапа, согласно легендам, появился на свет уже с седой бородой и величественным выражением лица. А когда мать обрезала пуповину сына и выкинула ее, на том месте, где она упала, выросло чудесное дерево.

     

    Детство и юность Цонкапы

    В детстве Цонкапа не играл, не проказничал. Он был вежлив со всеми и никогда не гневался. Это был очень умный мальчик. В возрасте трех лет он уже твердо решил стать монахом, поэтому принял полный обет благочестивого мирянина и получил имя Кунга Ньинпо.

    Детство и юность Цонкапы сопровождаясь различными чудесными способностями, которые подчеркивали его особый статус среди сверстников. Так, например, легенды рассказывают, что когда он впервые услышал, как читают сутры, то тут же сам научился читать.

    В семилетнем возрасте Цонкапа уже начал заниматься тантрической практикой, а потом увлекся медициной и уже к семнадцати года стал известным врачом.

    К девятнадцати годам Цонкапа прочитал огромное количество книг и стал настолько образованным человеком, что мог свободно дискутировать со взрослыми монахами, ни в чем не уступая им, а чаще всего даже превосходя своим интеллектом, знаниями и ораторским искусством.

    Цонкапа никогда не останавливался на достигнутом, а всегда старался совершенствовать свои умения и углублять знания. Поэтому много учился у разных учителей, много читал и путешествовал. За свою жизнь Цонкапа получил наставления у сорока учителей, а некоторые исследователи даже говорят о сотне гуру.

    Всю свою жизнь он строго следовал монашеским обетам и был высоконравственной личностью. Цонкапа изучил все доступные ему трактаты по буддизму и философии, ознакомился с текстами многих школ, а потом на их основе создал свое учение.

     

    Цонкапа – йог

    Цонкапа, хоть и был продвинутым йогом, но сам никогда не хвалился своими йогическими достижениями. Поэтому о его реальных успехах на ниве йоги ученики догадывались лишь по случайным оговоркам или демонстрациям каких-либо умений в экстремальных ситуациях. Все это и говорило о том, что он великий мистик, поскольку только истинно продвинутый йог отличается скромностью и не спешит показывать свои сверхспособности.

    Так, например, о йогических способностях Цонкапы рассказывается в одной легенде. Однажды, он отправил своей матери письмо, на котором нарисовал свой портрет. Когда мать распечатал его, то изображение произнесло слово «мама».

    Кстати, к одной из сверхординарных способностей Цонкапы можно отнести и то, что он, по его утверждениям, получал наставления от самого будды Манджушри, которого мог видеть отчетливо, как простого человека.

     

    Йогические практики Цонкапы

    Цонкапа по праву называется в Тибете великим йогом, поскольку никогда не преставал практиковать различные йогические методы. Так, например, к его духовным подвигам относится то, что он совершил 3,5 миллиона ритуальных поклонов (простираний), 1,8 миллионов подношений мандалы и прочел бессчетное количество мантр Ваджрасаттвы.

    Чтобы овладеть сверхспособностью к убедительной и вдохновляющей речи и  стать искусным оратором, он прочитал 50 миллионов раз мантру Сарасвати — индийской богини красноречия и искусства. В результате получил не только необходимые сверхспособности, но и узрел богиню воочию.

    Также он добился значительных успехов в практике методов такого сложного учения как Калачакра.

    Кроме того, Цонкапа занимался еще множеством других практик, в частности, шестью йогами Наропы, в которых тоже добился высокого уровня.

     

    Литературная деятельность Цонкапы

    Когда Цонкапе исполнилось тридцать два года, он сочинил большое толкование «Абхисамаяламкары» и ее комментариев, которое назвал «Золотым ожерельем прекрасных изречений».

    Также он написал еще несколько сочинений, посвященных вопросам духовного развития и движения по мистическому пути, а также свое фундаментальное сочинение — «Этапы Мантры».

    Когда Цонкапа сочинял, его постоянно сопровождали различные чудеса — то вокруг него появлялись фразы из священных текстов, сияющие как золото, то являлись будды, а однажды даже с небе пошел дождь в виде священной тибетской буквы «А».

    В целом же Цонкапа оставил после себя огромное количество текстов. Его собрание сочинений состоит из восемнадцати томов, включающих в себя более сотни трудов по всем аспектам буддийского учения.

     

    Цонкапа и ученики

    Однажды Цонкапа вместе со своими восемью ближайшими учениками ушел в затворничество для проведения интенсивной практики. Во время проведения одного из ритуалов поклонения тридцати пяти буддам, они предстали перед ним так, что он мог видеть их как простых людей.

    По завершении затворничества Цонкапа со своими учениками отправился в храм Зингчи, где, увидев, что в храме статуя будды Майтреи находится в страшном запустении, провел ритуал поклонения богу богатств Вайшраване и в результате получил необходимые средства для восстановления статуи и самого храма. В честь этого к празднику восстановления слетелись все будды и бодхисаттвы.

     

    Йог-реформатор

    Некоторые исследователи утверждают, что именно благодаря Цонкапе учение буддизма в Тибете было поднято на такую высоту, что стало именоваться ламаизмом. А основанная им школа гелуг-па стала одним из самых популярных направлений в тибетском буддизме.

     

    Уединение Цонкапы

    Шли годы, Цонкапа проповедовал свое учение, но как-то ночью к нему явился Манджушри и сказал, что если тот прекратит распространение знаний, то сможет прожить долго, а если и дальше будет продолжать свою учительскую деятельность, то очень скоро умрет.

    Цонкапа послушался Манджушри и перестал давать посвящения, и по просьбе учеников уединился в монастыре Радэнг, чтобы написать труд под названием «Большое руководство к этапам Пути».

     

    Нарушение уединения

    Цонкапа не смог долго пребывать в уединении, поскольку к нему по-прежнему продолжали идти люди, и он из милосердия продолжил давать наставления и посвящения, прекрасно понимая, чем это закончится для него. Фактически, чем больше он помогал, тем быстрее сокращал годы своей жизни.

     

    Смерть Цонкапы

    В 1419 году Цонкапа погрузился в глубокую медитацию, которая продлилась двадцать пять дней. Выйдя из нее, он стал излучать вокруг себя такое свечение, что на него невозможно было смотреть. Все вокруг были удивлены таким преображением, тем более что Цонкапа значительно помолодел, он стал выглядеть как шестнадцатилетний юноша.

    Как гласит легенда, перед своей смертью Цонкапа назначил двух своих учеников руководителями ламаистской церкви и взял с них обещание, что они каждый раз будут перевоплощаться в Тибете, чтобы продолжать начатое дело — вести людей к просветлению и освобождению.

    Но… вскоре он покинул этот мир. На тот момент ему было 60 лет.

     

    Чудеса после смерти

    Над местом смерти Цонкапы в течение сорока девяти дней было слышно пение дакинь и наблюдались радуги, а с неба еще долго падали светящиеся золотистые цветы.

    Останки великого йога были бальзамированы и покрыты золотом, а затем была возведена ступа, в которую поместили тело великого йога и учителя и рукописи его сочинений.

     

    Йог-легенда

    Тибетцы настолько боготворят Цонкапу, что даже поклоняются его «следам». Так, в одном из монастырей люди постоянно приходят поклониться следу пальца, локтя и стопы Цонкапы, оставленных им в камне. А в монастыре «Хранимый небом» до сих пор хранится удивительная реликвия — базальтовое сердце Цонкапы. Считается, что тот, кто 3333 раза обойдет монастырский комплекс, расположенный вокруг сердца Цонкапы, навсегда избавится от любого заболевания.

     

    © Алексей Купрейчик

    Биография Карлоса Кастанеды

    Биография Ошо

    Биография Елены Блаватской

    Биография Алистера Кроули

    Биография Шивананды

    Биография Георгия Гурджиева

    Великие мистики мира
    Эзотерический календарь


    Вернуться к статьям раздела