Что такое «Великое делание» в алхимии

    Что такое «Великое делание» в алхимии

    Что такое «Великое делание» в алхимии

    Что такое Великое делание

    Древние алхимики «великим деланием» называли процесс обретения божественности, в результате которого алхимик или полностью трансформировал собственный дух или получал Философский камень, который мог быть как вполне материальным предметом, так и символом полного преображения. И последнее очень важно, поскольку даже если речь шла о получении чего-то вещественного, все равно, процесс начинался с изменения самого алхимика. Не преображенный человек не в состоянии ничего преобразить – ни металл, ни мир вокруг себя. Сам алхимик является одновременно и сосудом Великого делания, и материалом, заключенным в этом сосуде.

    Западные алхимики верили, что «инструкция» по осуществлению Великого деяния в зашифрованном виде содержится в первых главах Бытия, где поэтапно изложено сотворение мира.

     

    Символы Великого Деяния

    В алхимических трактатах чаще всего Великое делание изображалось в виде Мирового Древа, напоминающего каббалистическое Древо Жизни (Древо Сефирот). Его ветви выступали символами «ступеней» восхождения к совершенству.

    Но не менее популярным изображением Великого делания были дракон или змея, кусающая собственный хвост и украшенная греческим девизом «en to pan», что можно перевести, как «все — суть единое».

     

    Семь этапов Великого делания

    Великое делание разделяется на  семь этапов, что достаточно символично, поскольку в оккультизме число «7» обладает магической притягательностью, ибо постоянно повторяется в окружающем пространстве – семь дней недели, семь нот, семь главных планет солнечной системы, семь цветов радуги и так далее.

    Но особенно следует отметить связь семи этапов Великого Делания с астрологией, точнее с семью основными планетами, под влиянием которых в недрах земли «зреет» тот или иной металл, являющийся и практической частью восхождения к совершенству (золото), и его символическим отображением.

    Итак, семь этапов Великого Делания таковы:

     

    Этап 1. Символизирует смерть мирского, отрешение от прошлой жизни и перенаправление сознания от грубого материального мира к духовным устремлениям.

    Этап 2. Процесс избавления от праха, отделения истины от бренного, ситуация, когда человек все свое время и силы отдает вечному, а не сиюминутному.

    Этап 3. Очищение оставшихся элементов от «скорлупы», иными словами, избавление «вечного содержания» от изжившей себя формы, обращение внимания на глубинный смысл жизни, а не ее иллюзорные формы.

    Этап 4. Тонкое очищение противоположных друг другу начал для их тщательной и отдельной проработки. Этап, предваряющий чистый синтез элементов, пока еще противоположных друг другу по форме, но близких в глубине своей сути.

    Этап 5. Синтез противоположных элементов, в которых обнаружена общая составляющая, то есть постижения целостности бытия и единства всех его составляющих.

    Этап 6. Окончательное слияние, нередко сопровождаемое страданиями и мучениями в ходе испытаний, так как новая форма и содержание должные пройти испытание на прочность.

    Этап 7. «Затвердевание», или полная алхимическая трансформация, когда элемент или дух человека обретает сам себя в божественном сиянии собственной чистоты и силы.

     

    Альтернативные этапы Великого деяния

    Естественно, не все алхимики придерживались семиступенчатого разделения Великого делания, некоторые увеличивали «ступени» до двенадцати, сообразно количеству знаков зодиака, двенадцати апостолов, месяцев и так далее. Такие алхимики верили, что именно за двенадцать этапов природа переходит от рождения и роста к распаду, смерти и воскрешению (новому рождению). 

    Другие алхимические традиции исходили из ассоциации с первоэлементами – земли, воды, огня и воздуха, поэтому выделяли всего четыре стадии Великого Делания.

    При этом каждому из этапов соответствовал определенный цвет — черный, белый, красный и желтый. Цвета взяты не произвольно, а исходя из того, какой оттенок принимает материал в алхимической реторте.

    Также существовали школы, которые придерживались всего трехэтапного процесса совершения Великого Делания, особенно это характерно для тех алхимиков, которые подверглись влиянию христианского мировоззрения. Поэтому тут легко угадывается принцип Отца, Сына и Святого Духа, которым соответствовали ртуть, сера и соль.

     

    © Алексей Корнеев


    Вернуться к статьям раздела