Что такое сюгендо

    Что такое сюгендо

    Что такое сюгендо

    Сюгендо – уникальное мистическое учение, об адептах которого и используемых ими практиках ходят легенды. Что же такого в сюгендо, что о нем говорят как о традиции героев и магов? Почему до сих пор лишь единицы способны пройти этим путем и что ждет отважных и сильных духом практиков в его конце? Так что же такое сюгендо – религия? мистическое учение? тренировки магов?

     

    Значение термина «сюгендо»

    Слово «сюгендо» записывается тремя иероглифами:

    ·         «Сю» — «овладевать, совершенствоваться, упражняться, изучать».

    ·         «Гэн» — «знамение, очевидное проявление, эффект, чудесное деяние».

    ·         «До» — «путь».

    Поэтому термин сюгендо модно перевести как «путь обретения сверхъестественных сил и творения чудесных деяний»

     

    Что такое сюгендо

    Сюгендо – уникальное явление, которое сложно однозначно отнести к какой-то определенной категории. Это религия и не религия, практика и не совсем практика, магия и не только. Сюгендо многогранно.

    Сюгендо изначально развивалось как синкретическая форма верований, ядром которой стало синто – древняя японская национальная религия, где важное место уделяется культу предков и природе. Позже в доктрину сюгендо были ассимилированы различные части буддийского учения и даосизма.

    Традиция сюгендо возникла примерно в VII веке, но полностью оформленной системой она стала в XII—XIV веках.

    Учение сюгендо неразрывно связано с почитанием священных гор, среди которых особую значимость имеют Оминэ и Кумано на полуострове Кии и три горы Дэва.

     

    Эн-но Одзуну  — основатель сюгендо

    Основателем сюгендо считается Эн-но Одзуну, также известный под именем Эн-но Гёдзя или, как его еще называли, Отшельник Эн-но.

    Личность Эн-но Одзуну была настолько популярна, что после смерти он был канонизирован в качестве великого бодхисаттвы — просветленного, отказавшегося от нирваны ради спасения всех живых существ.

    Основатель сюгендо жил 534—703 годах, но сведений о нем самом и его судьбе крайне скудны, особенно если учесть, что первые письменные упоминания о нем встречаются только в 797 году в летописи «Секу Нихонги». В ней речь идет о том, что Эн-но Одзуну отправили в ссылку на далекий остров Идзу в наказание по обвинению в том, что он с помощью магических чар соблазнял людей.

    Чуть позже имя основателя сюгендо встречается в тексте «Нихон реики», составленном на рубеже VIII — IX вв. Там мы находим больше сведений об Эн-но Одзуну, в частности указывается на то, что он происходил из рода Камо-но Энокими и родился в деревне Тихара. С детства отличался мудростью и тягой к знаниям, а также тем, что мечтал летать на пятицветном облаке за краем необъятного неба, быть званым во дворец горных отшельников, отдыхать в Саду вечности и так далее.

    Также в этом тексте есть некоторые сведения о собственных практиках основателя сюгендо. Так упоминается, что в возрасте пятидесяти лет Эн-но Одзуну удалился в горы и, поселившись в пещере много практиковал – носил одежду из трав, пил росу с сосновых иголок, купался в горных источниках, очищал себя от всей скверны и усердно читал заклинания «Кудзякуо». В результате основатель сюгендо обрел различные чудесные способности и получил власть над духами и богами.

    Потом речь идет о его конфликте с властью и описание различных сверхспособностей. Например, умение основателя сюгендо ходить по воде, как по земле, бегать по лезвию меча, летать, быстро вскарабкиваться на высокие и труднодоступные вершины и в конце рассказ завершается тем, что Эн-но Одзуну стал святым и вознесся на небо.

     

    Тайный «прародитель» и покровитель сюгендо

    Согласно легендам, у сюгендо, кроме Эн-но Одзуну существовал и тайный «прародитель», ставший покровителем сюгендзя (практикующих сюгендо).

    Имя тайного «прародителя» сюгендо — Тэнгу. Он появился из первоэлемента Ку (пустота) и получил от него свои качества, а именно способность превращаться во что угодно. Собственно Тэнгу как «прародитель» сюгендо выступает в мифологии в образе вороны-оборотня.

    Впоследствии считали, что все сверхспособности, присущие адептам сюгендо, были как бы позаимствованы у оборотня Тэнгу, а именно огромная сила, гибкость, быстрота движений, нечувствительность к боли, к усталости и так далее.

     

    Экстремальный подход сюгендо к духовному преображению

    Долгое время в сюгендо не существовало никаких учебников или текстов, раскрывающих мистические тайны – все решало непосредственно общение с учителем и собственный духовный опыт.

    Отличительной особенностью пути сюгендо является большое количество экстремальных практик, которые должен пройти человек, чтобы получить истинное преображение. В арсенал методов сюгендо входит множество ритуалов, связанных с огнем и водой, жарой и холодом, а также очень много того, что ставит адепта сюгендо на грань между жизнью и смертью. Например, карабканье без страховки по крутым скалам, прохождение по бревну над пропастью, медитирование на  самом краю бездны и многое другое.

     

    Фудо-мёо – главное божество сюгендо

    Так как сюгендо является синкретичным учением, то не мудрено, что ее адепты поклоняются различным богам и буддам, что привело к тому, что фактически приверженцы сюгендо научились черпать силу и вдохновение в чем угодно. Но, тем не менее, со временем среди них наиболее популярным божеством стало Фудо-мёо.

    Имя Фудо-мёо (на санскрите Ачаланатха) переводится как «неподвижный светлый царь» или «неподвижный защитник».

    Как правило, Фудо-мёо изображают сидящим на огромном камне, в правой руке он держит меч (им он рубит заблуждения), а в левой сеть (чтобы ловить тех, кого надо вывести к свету). При этом выражение лица божества грозное, а за его спиной языки пламени, символизирующие «огненной самадхи».

    Очень важно понять, что гневное лицо Фудо-мёо символизирует твердую решимость идти вперед, не взирая ни на какие препятствия, а также то, что он готов даже самых плохих людей вывести на путь просветления.

    Также согласно некоторым верованиям, Фудо-мёо стоит у врат ада, чтобы не дать живым существам войти в него.

     

    Школы и направления сюгендо

    Сюгендо долгое время оставалось весьма «свободной» системой, постоянно изменяясь, то ассимилируя все, с чем соприкасалось, то, напротив, акцентируя внимание на чем-то одном.

    Но постепенно в сюгендо выделились два основных буддийских направления — хондзан-ха и тодзан-ха.

    Течение хондзан-ха связано со школой Тэндай («Величие небес»), а тодзан-ха — с Сингон («Истинное слово»), причем именно последняя школа является «базой» для экстремальных практик, с которыми сейчас и ассоциируется сюгендо.

    Школа «Сингон» была основана буддийским монахом Кукаем в первой половине IX в. Ее особенностью является то, что она сформирована под влиянием тантрического буддизма и принадлежит к так называемому «тайному учению» (яп. Миккё).

    Если говорить очень кратко, то тантрический буддизм, в отличие от «классического», предлагает человеку различные методы, позволяющие ему достичь просветления и полного освобождения за одну человеческую жизнь.

     

    Сверхспособности адептов сюгендо

    Все практики сюгендо, так или иначе, приносят адепту сюгендо различные сверхспосбности. Так, например, практика Кайхогё наделяет его способностью быстро восстанавливать здоровье, самоисцеляться с невероятной скоростью и эффективностью, концентрироваться с такой силой, что обретает способность все четко и ясно видеть перед собой на расстоянии около 30 метров, невероятно развивается интуиция, физические возможности – для него ничего не стоит марафонским бегом или шагом преодолевать огромные расстояния и многое другое.

    Практически все, кто прошел основные ритуалы сюгендо, обостряют восприятие всех органов чувств. Адепт сюгендо начинает слышать, как пепел осыпается с курительных палочек, за многие метры до самой курительной палочки, ощущают на больших расстояниях запах и так далее.

     

     

    © Алексей Корнеев


    Вернуться к статьям раздела