Что такое философский камень

    Что такое философский камень

    Что такое философский камень

    Нет ничего более загадочного для западного оккультизма и алхимии, чем тайна философского камня. Что он такое – вожделенная цель искателей истины или награда для авантюристов, жаждущих бесконечного богатства? Глубокий метафизический символ или реальный предмет? Почему так много людей мечтало найти философский камень?

     

    Философский камень, как источник бессмертия

    В первую очередь, многие стремились найти философский камень потому, что верили, что он способен даровать им вечную молодость и бессмертие. При этом под самим философским камнем понималось то некое вещество, которое нужно было употреблять вовнутрь, подобно пилюле, то некое подобие «магнита», притягивающего омолаживающие энергии для своего обладателя. Легенд и вариантов существовало множество, но все они сводились к одному – тот, кто будет владеть философским камнем, познает вечность.

     

    Божественная суть философского камня

    Не менее распространенное представление о философском камне включало в себя веру в то, что в нем «сокрыто все, что содержат и могут сотворить Бог и Вечность, а также небеса, и звезды, и элементы. Никогда в вечности не было ничего лучшего и более драгоценного, чем он». Подобные комментарии  указывали на «универсальность» этого предмета, наделяющего своего обладателя всеми божественными качествами — от мудрости до сверхспособностей, но главное – магическое умение преобразовывать вокруг себя мир.

     

    Природа философского камня

    Согласно некоторым источникам, это вещество имеет животную, растительную и минеральную природу, другие утверждают, что даже сам философский камень обладает телом, душой и духом и «вырастает» из плоти и крови, из огня и воды. Некоторые адепты были склонны считать, что это все символические описания. Например, во внутренней даосской алхимии очень часто употребляются символы «огня» и «воды» для описание тонких энергетических процессов внутри человеческого организма, приводящих к полной трансмутации его тела и духа. И, конечно же, были и те, кто утверждал, что данные описания хоть и аллегории, но указывают на вполне конкретные физические явления.

     

    Философский камень и алхимия

    Каким бы глубоким смыслом не наделялся феномен философского камня, но он всегда рассматривался в концепции алхимии – науки о трансмутации минералов. И тут мы отмечаем две распространенные идеи. Приверженцы первой утверждали, что философский камень – это некий природный элемент, позволяющий видоизменять все остальные элементы природы, то есть нечто вроде «волшебного катализатора». Адепты второго взгляда на философский камень верили, что его нужно получить с помощью слияния и преображения различных химических материалов.

    Интересно отметить, что к первой идее больше склонялись люди авантюрного характера, а ко второй — те, кто обладал более научным и системным взглядом на мир. Поэтому не удивительно, что со временем победила именно вторая идея, собрав большее количество приверженцев, многие из которых внесли немалый вклад в формирование химии.

     

    Философский камень и духовное совершенство

    Существовало еще одно представление о философском камне, воспринимавшее его как символ духовного совершенства, как нечто, что получает человек благодаря тому, что трансформирует свою грубую природу (ртуть) в духовную (золото). Приверженцы этого направления называли свой путь обретения философского камня «внутренней алхимией». Она была распространена не только на западе, но и востоке, например в даосских психофизических практиках.

     

    Философский камень и мировое равновесие

    Рядом с концепцией философского камня как символа духовной трансформации, стоит также идея о том, что философский камень есть олицетворение идеального и абсолютного равновесия между различными силами природы, в частности между мужскими и женскими энергиями. Иными словами философский камень является союзом философских серы и ртути, олицетворяющих собой женский (пассивный) и мужской (активный) принцип, которые адепт должен был привести к равновесию как на уровне своей личности, так и во внешнем мире. Это также рассматривалось как некий алхимический процесс слияния «огня» и «воды» для получения «пара» — божественного духа.

     

    Тайны тайн о философском камне

    Те, кому действительно удалось найти философский камень, понимали, что передать сведения о нем всем людям было бы опрометчивым шагом, поэтому они старались держать свои секреты в тайне, тщательно зашифровывая рецепты нахождения Философского камня сложной символикой, понятной только избранным. Так, в одном из трактатов известного алхимика Арнольда из Виллановы мы читаем: «Дважды свяжи раба и трижды заточи его в темницу. Затем оберни его слоем белейшего льна. А в том случае, если он будет непокорен, брось его обратно в темницу. На третью ночь заточения дай ему белую жену, что бы он оплодотворил ее и тогда она породит на свет тридцать сыновей, которые превзойдут своего родителя».

    Встречаются и более лаконичные описания — «Из мужчины и женщины создай круг, потом квадрат, затем треугольник и, наконец, снова круг. В результате ты получишь Философский Камень, таким, каков он есть».

     

    Известные люди и философский камень

    Многие уважаемые люди своего времени утверждали, что видели философский камень. Так, например, Ян Баптист ван Гельмонт, чей авторитет не вызывает сомнения, в одном из своих трудов писал: «Я несколько раз видел и держал в руках философский камень. Цветом он подобен порошку шафрана, но тяжелый и блестящий, точь-в-точь как истолченное в порошок стекло».

    С философским камнем имел дело и Гельвеций, который, кстати сказать, поначалу скептически относился к алхимии, но потом изменил свое мнение. Легенды утверждают, что однажды ему была передана часть философского камня, с помощью которого он сумел превратить свинец в чистое золото.

     

    © Алексей Корнеев


    Вернуться к статьям раздела