«Арсенал» шамана

    «Арсенал» шамана

    «Арсенал» шамана

    Шаман в своей мистической деятельности кроме традиционного бубна, также использует и некоторые другие «инструменты», необходимые ему для того, чтобы совершать камлание, путешествовать между мирами. Лечить и совершать ряд других специфических шаманских действий. Особенно в шаманском «арсенал» следует отметить шаманскую  маску и шаманский посох (жезл). В чем же их отличие от простых предметов такого же рода?

     

    Шаманская маска

    Использование шаманской маски – весьма распространенное явление среди шаманских традиций. Конечно же, где-то она используется более активно, являясь непременным атрибутом шамана, а где-то менее активно, применяясь лишь время от времени.

    Сама же по себе шаманская маска, как правило, символизирует фигуру предка, животного, духа, бога, персонификации какого-либо явления, которое шаман как бы «надевает» на себя и перевоплощается в нужный ему образ. Хотя надо отметить, что иногда маска служит и как средство для отпугивания зловредных духов.

     

    Шаманский посох (жезл)

    Посох (жезл) также является не менее распространенным атрибутом шамана, поскольку ассоциируется с Мировым ревом – важнейшим символом шаманской мифологии и космогонии. Для шамана посох – это его «конь», на котором он совершает путешествия между мирами. Также иногда посох использовался шаманами как средства «расчистки» дороги в загробный мир.

    Сам по себе посох обычно представлял собой палку длиной 110—120 сантиметров, обтянутую змеиной кожей или шелком. На верхнем конце посоха прикрепляли металлическую фигурку духа или иногда использовали череп какого-либо тотемного животного. На нижнем конце посоха прикрепляли железный нож или делали фигурное утолщение.

    У бурятских шаманов обычно было по две таких палки, и они назывались сорби. На каждой палке имелась «грива», «хвост» и «копыта», а также изготовленные из железа миниатюрные стремена, копье, меч, топор, молот, лодка, весло и наконечник гарпуна. Обычно вместе с сорби в шаманский «инструментарий» входил и «кнут живого», представлявший собой плеть, чья рукоять восьмикратно обернута кожей мускусной крысы, а также снабжена железным кольцом с тремя скрученными полосками железа.

    Интересная особенность: у нанайцев считалось, что шаман не должен делать сам себе посох, поэтому чаще всего они делали их друг другу, при этом могущественные шаманы могли принимать их даже от своих слабых «коллег».

     

    © Алексей Корнеев

    Читать также:

    Метод шаманского ясновиденья

    Тайны шаманского костюма

    Шаманское посвящение

    Что такое «Шаманская болезнь»

    Как становятся шаманами

    Тайны шаманов



    Вернуться к статьям раздела