4 выдающихся врачевателей Тибета

    4 выдающихся врачевателей Тибета

    4 выдающихся врачевателей Тибета

    Истоки тибетской медицины неразрывно связаны с именами трех выдающихся врачевателей древности — Кумарадживака, Дэсрид Санчжай Чжамцо и Ютогба Ендон Гомбо-старший, оказавшие не только глубокое влиянием на ее формирование, но и своим жизненным примером создали «камертон», на который равнялись их последователи.

     

    Кумарадживака

    Кумарадживака — фигура уникальная, поскольку его можно считать родоначальником тибетской медицине, ведь легенды утверждают, что он был лекарем самого Будды!

    Легендарный лекарь был внебрачным сыном царя Магадхи Бимбисары, который склонил к интимной близости жену купца, покинувшего дом в поисках нового товара.

    Когда Кумарадживака подрос, на одной из своих прогулок он увидел странных людей, одетых во все белое. На вопрос, кто они такие, ему ответили, что это лекари, то есть те, кто избавляет людей от страданий, причиняемых болезнями. С того памятного момента Кумарадживака принимает решение и самому стать врачом. И первое, что он делает — отправляется в Таксилу к Атрее, известному, как «царь лекарей».

    Юноша очень много учился и поэтому, значительно опередил своих товарищей, чем вызвал их недовольство. Они стали постоянно ворчать на него, за то, что учитель уделяет ему больше внимания, чем им. Но Атрея всегда отвечал одно и тоже: «Кумарадживака очень умный ученик. Он выполняет все наставления учителя, а вы — нет». И это были не досужие слова, ведь Кумарадживака действительно постоянно проявлял себя как неординарная личность. Так однажды учитель послал своих учеников на рынок, дав задание каждому из них узнать цену определенного товара. Все выполнили эту просьбу, и доложили наставнику о цене именно того товара, что он просил, и только Кумарадживака рассказал о ценах на все товары, чем, естественно, вызвал расположение Атреи.

    А следующая история с Кумарадживакой стала просто хрестоматийной.

    Учитель отправил своих учеников на ближайшую гору с заданием принести какие-нибудь нелекарственные растения. И опять все ученики были на высоте, каждый из них хоть что-то, но принес, а Кумарадживака, как всегда, отличился — не принес ничего. Его товарищи посмеивались над ним, думая, что хоть на этот раз, но он опростоволосился. Но когда наставник спросил его, почему он ничего не принес, он ответил, что не нашел ничего, что не могло бы быть лекарством. Завистники опять остались в дураках.

    Кумарадживака с каждым днем становился все более искусным врачом и вот однажды он превзошел даже своего наставника. Наблюдая за тем, как тот вытаскивает насекомое из тела человека, он заметил учителю, что если так продолжать, то больной скоро умрет, ведь насекомое слишком крепко вцепилось в жизненно важные органы. Но если нагреть щипцы и сначала просто прикоснуться к насекомому, то под воздействием тепла оно расслабиться и отпустит свою смертоносную хватку. И тогда уж его можно будет вытащить без вреда для пациента. Так и было сделано. В результате Кумарадживака заслужил еще большее уважение Артреии, а пациент был спасен.

    После этого случая стало понятно, что Кумарадживаке больше нечему учиться и он покинул своего наставника.

    Кумарадживака много странствовал, пополнял свой багаж знаний и лечил людей.

     

    Ютогба Ендон Гомбо-старший

    Еще одними выдающимся врачевателями древнего Тибета был Ютогба Ендон Гомбо-старший (708-833), считающиеся основоположниками тибетской медицины как таковой.

    Род Ютогба происходит от Дунги Торчог — прародителя всех тибетских врачей, а также личного врача царя Лхатотори Ньацзана и его сына Тиньан Сунгцза-на.

    Происхождение имени Ютогбы окутано мифами и легендами. Так одна из них гласит, что однажды лекарь Дэджэ Чжагар Дорчже у моста повстречал красивую девушку, которая попросила его отправиться вместе с ним. Поначалу он отказался, но прекрасная незнакомка была настойчива и в результате лекарь согласился.

    Тогда она расстелила перед ним шелковую материю. Не успел он на нее стать, как тот час оказался во дворце неизвестного города. Там Дэджэ Чжагара Дорчже подвели к изголовью больного, которого он успешно вылечил. В благодарность он был одарен множеством различных подарков и возвращен домой. Но перед тем, как попрощаться с ним, красивая девушка предложила ему и завтра прийти на то же самое место, что бы он мог получить еще один удивительный подарок.

    Когда же на следующее утро Дэджэ Чжагара Дорчже пришел к мосту, то увидел в воде золото и бирюзу. Для того, чтобы просушить драгоценности, он водрузил их на крышу, за что с тех пор и был прозван Ютогбой — «бирюзово-крышечным».

    Прошли годы и у него родился сын — Ютогба Ендон Гомбо-старший, которого отец с самого детства обучал секретам врачебного искусства. Ендон получал наставления и у других учителей.

    Его врачебная практика была весьма успешной, особенно если учесть, что в те времена между врачами существовала очень сильная конкуренция. Но Ютогба-старший часто лечил тех пациентов, от которых уже отказывались другие лекари. Это, конечно же, принесло ему славу, как профессионала высокого уровня и человека с неординарным мышлением. Так говорят, что однажды  к нему привели пациента, у которого ребро прилипло к легким. Ютогба вылечил его очень просто — заставив того поскакать на лошади.

    Легенды говорят, что в возрасте двадцати пяти лет, Ютогба Ендон Гомбо-старший, получил от Падмасамбхавы тайные мантры, а потом отправился в Индию. По пути туда он встречается с самим Вайрочаной. В самой же Индии он углубляет свои знания медицины, учась у различных известных лекарей и целителей.

     

    Дэсрид Санчжай Чжамцо

    Дэсрид Санчжай Чжамцо был не только выдающимся врачом, но он также сыграл важную роль в политической и государственной истории Тибета, помогая развитию философии, религии, литературы и так далее.

    Выдающийся тибетский лекарь родился в 1653 году. С малых лет он проявил себя как целитель, вместо игр с другими детьми, он собрался травы, любил рисовать их, а также проявлял интерес к религиозно стороне жизни, особенно после того, как в возрасте восьми лет вместе с матерью побывал на аудиенции у Далай-ламы V.

    Обычно в Тибете для обучения детей и развития их способностей применяют метод заучивания наизусть различных текстов. Так к восемнадцати годам Чжамцо выучил наизусть текст «Чжуд-ши» с комментариями Далай-ламы V. Но не просто выучил, а внимательно проанализировал и нашел в комментариях ламы некоторые ошибки, о которых не преминул тому доложить.  В свою же очередь, Далай-лама предложил юноше самолично отредактировать текст и исправить все неточности. А для этого ему было разрешено постоянно проживать около Далай-ламы V.

    Чжамцо продолжал получать образования, учась поэтике, стилистике, грамматике и медицине у множества наставников.

    Восхищенный неутомимой жаждой познания и деятельность юного лекаря, Далай-лама издает указ, в котором назначает его регентом. Но Чжамцо уклоняется от предложения, ссылаясь на то, что это будет отвлекать его от научной и духовной деятельности.

    Когда Чжамцо исполнилось тридцать восемь лет, он приступил к созданию произведения, под названием «Дополнение к «Тантре наставлений»», более известный как «Лхантаб».

    В 1690 году Дэсрид Санчжай Чжамцо руководит строительством Красного дворца Поталы, а через два года пишет еще две большие работы — трехтомник дополнений к «Автобиографии» Далай-ламы V и «Историю секты гелугпа».

    В 1695 году Чжамцо начинает строительство монастыря Чагпори, в котором будет потом будет располагаться медицинская школа, где будет преподавать сам Дэсрид Санчжай Чжамцо.

    Открытие это школы стало важным событием для тибетской медицины, поскольку с этого момента начинается унификации всех целительских традиций Тибета.

    Преподавательская деятельность не стала препятствием и для писательских работ. И вот уже в 1702 году Дэсрид Санчжай Чжамцо приступает к работе над еще одним медицинским трактатом под названием «Кхогбуг», который закончит через год, творчески переработав весь богатейший материал по медицине того времени.

    «Кхогбуг» стал фундаментальным трудом, в котором излагалась историю медицины, начиная с мифического зарождения от легендарного Кумарадживаки до 1703 года. До сего дня эта работа признается самой авторитетной в области истории тибетской медицины.

    К сожалению, жизненный путь Чжамцо был трагически прерван. Участвуя в политической жизни Тибета, он попал в одну из неприятных и непростых ситуаций, вследствие чего, в 1705 году, в возрасте пятидесяти двух лет он был казнен Лхавзан-ханом Хошутским.

    Дэсрид Санчжай Чжамцо оставил после себя более 20 сочинений по медицине, астрологии и другим наукам.

     

    © Алексей Купрейчик

    Биография Карлоса Кастанеды

    Биография Ошо

    Биография Елены Блаватской

    Биография Алистера Кроули

    Биография Шивананды

    Биография Георгия Гурджиева

    Великие мистики мира
    Эзотерический календарь

    Вернуться к статьям раздела